Мы в контакте

На собаках по Таймыру

Чукотские ездовые, гренландские хаски, оленегонные лайки и даже мотособаки два с половиной месяца путешествовали по Сибири и ее арктическому побережью вместе с клубом «Казанская Экспедиция». Это была наша первая экспедиция на собаках зимой в Арктике. ?? первые в жизни собаки вообще. Впечатления от поездки на собачьей упряжке в условиях автономной экспедиции. Мифы о ездовых собаках. Личный опыт участников и фотографии. Перевозка собак в самолете и в машине. Сколько груза везет собачья упряжка и сколько она проходит за дневной переход – все это читайте на нашем сайте.

На собаках по Таймыру.

1 апреля 2011года из Казани в Арктику стартовали спортсмены клуба «Казанская Экспедиция». В конце июня группа вернулась домой. Позади 7 тысяч километров российских дорог на автомобиле и полторы тысячи километров арктической тундры на собачьих упряжках и мотобуксировщиках ( мотособаках ). Экспедиция пересекла озеро Таймыр с запада на восток, прошла через самую высокогорную, восточную, часть гор Бырранга до моря Лаптевых и вернулась обратно на юг, в Хатангский залив.


Маршрут экспедиции.

Сеть казанских ветеринарных клиник «Академ-Сервис» была в числе спонсоров этого проекта. Казанские туристы впервые в своей жизни отправились в длительное путешествие зимой на собаках.

На нашем сайте мы публикуем часть заметок руководителя группы Дмитрия Мурзина, касающихся, прежде всего северных ездовых собак применительно к условиям длительной экспедиционной работы собачьей упряжки. ??так…

«Воспроизведенные ниже заметки из путевых записей нашей экспедиции, ни в коем случае, нельзя воспринимать в качестве профессиональных рекомендаций ветеринарного врача, спортсмена-гонщика или, к примеру, профессионального собаковода. Таковых среди нас не было. Это заметки «чайников», которые впервые столкнулись с собачьей упряжкой. Возможно, они будут полезны, или хотя бы любопытны, таким же начинающим «собачникам», как и мы. Тем более что в наше время продолжительные автономные экспедиции на собаках довольно редки.

Все мнения здесь исключительно частные, а советы вообще не наш профиль. Мы считаем, что любой чужой совет нужно воспринимать достаточно критично до тех пор, пока он не пропущен через собственный жизненный опыт. Собственная упряжка и пара месяцев зимы - это все, что Вам понадобится для проверки…

Дмитрий Мурзин»

01.04.11 - 20.04.11

В результате нервной и бессонной ночи мы кое-как запихали оставшиеся 900кг экспедиционного груза в бедный прицеп Андрюшиного фольксвагена. 10 чукотских ездовых собак разместились в 8 клетках. Проводы были недолгими, но шумными, благодаря одному из наших спонсоров- дирекции Казанской Универсиады 2013. Махали флагами, обсуждали счастливое совпадение даты старта с днем Дурака.

Следующие три с половиной тысячи километров ехали с собаками довольно комфортно, неплохо перелетели из Красноярска в Хатангу (Чартер в плане перевозки собак куда проще и дешевле обычного коммерческого рейса!). Зато заброска КАМАЗами на последние 300км к месту старта стоила всего предыдущего пути и отняла больше недели.

Дорога на север

Если на участке Казань-Красноярск-Хатанга встречные и поперечные люди жалели исключительно собак («Собачки в клетке, собачкам холодно в прицепе, собачек сажают на трос, собачек обязательно съедят…») то, начиная с Хатанги жалели нас («Да что это за мелочь, взяли бы лучше наших дворняг, оставьте их лучше здесь, лягут они у вас через 20км, намаетесь вы с ними летом, да они и лаять-то толком не умеют…».

В пути

Основательно и аккуратно грузили мы первый раз клетки с собаками через 4-х метровый борт КАМАЗа поверх бочек с авиационным керосином, мешков с углем, наших ящиков, буксировщиков и рюкзаков. Мы надеялись, что спускать-поднимать клетки будем 2 раза в сутки, а дорога займет дня 3, ну 4. Дорога заняла больше недели. Ко второму дню мы старались хотя бы не раздавить и не потерять клетки. На третью ночь сука Сира, разломав решетку у второй на ее счету клетки, сиганула на ходу через 4-х метровый борт и бежала полкилометра рядом с кабиной. Водитель Серега сперва решил, что это ему мерещится с недосыпу в пурге. Сиру поймали, клетку замотали веревками и завалили рюкзаками.

Только заснули, как у одного из двух КАМАЗов стуканул движок и поступила команда все перегружать на вторую машину.

Надо сказать, ехали мы в кунге вместе с тремя рыбаками на мешках с углем и кормом. В Хатанге наших попутчиков загружали в состоянии слегка запойном. Два дня вместо чая они пили водку, и дымили одну за другой, что весьма портило нам впечатление от поездки. Когда водка кончилась, мужики начали приходить в себя, и быт у нас начал налаживаться. Потом были три дня ожидания в «Восьмом балке» машин, ушедших за нашим грузом, оставленным вместе со сломанным КАМАЗом в тундре. Правда тут мы хотя бы начали тренировать собак на озере и готовить снаряжение. С рыбаками к тому времени у нас была уже дружба и полное взаимопонимание.

Наконец, мы добрались к точке старта, мысу Саблера…

На старте

Мифы, частные мнения и рекомендации этого этапа.

Миф:

Путешествовать с кучей собак проблематично. Даже одну собаку надо то выгулять, то покормить, то тошнит ее, то не сидится ей, а тут целая упряжка...

Частное мнение:

Не сложнее, чем с одной, если относиться к этому как к рабочему процессу, без гламурного придыхания. Не следует переносить человеческие представления о комфорте и дискомфорте на собак.

Рекомендации:

- Можно проехать всю страну и без ветеринарной справки по форме №1, если не торопитесь, но лучше ее взять даже на одну собаку, даже если авиа перелет не планируется. Госслужащие к вам будут относиться с большим уважением, а это экономит ваше время.

- Профессиональная клетка для перевозки собак не смотря на относительно высокую стоимость, сильно облегчает жизнь владельцу. ?? даже в большей степени ему, чем собаке. Вопросы грязи и суеты в машине решаются сами собой. В одну клетку с рекомендованными размерами без особого вреда для животных мы засовывали по 2 собаки, главное думать кого с кем. В чартер могут по договоренности взять и без клеток, но это себе дороже, а с несколькими собаками просто не реально, если, конечно, вы не хотите после рейса мыть салон самолета. Купите качественную клетку на съемных колесиках - не пожалеете. В рознице клетки больших размеров есть далеко не во всех зоомагазинах, побеспокоиться нужно заранее и лучше обратиться к оптовикам, имеющим свою розничную сеть. Нам, например, помогла директор сети зоомагазинов «Мурзик» Маша Тертичная.

- Брать или давать профессиональную клетку на прокат - не вариант. Во-первых, будете сами вынуждены дезинфицировать ее «до» и «после», а во-вторых, из 10 клеток за эту поездку одна «восстановлению не подлежит», а еще три были отремонтированы проволокой и дощечками , оно вам надо?

- Естественные собачьи надобности в дороге. Что делать с вольерными собаками? Долой сантименты. За 12 часов до поездки перестаем кормить животных. Перед посадкой выгуливаем и не слишком обильно поим. Следующие 2-3 суток дороги собак не кормим, но выгуливаем, либо высаживаем на растяжку (стейкаут) два раза в сутки и поим если лето, если зима и снега достаточно, то можно и без воды. Если в дороге больше 3 суток, то смысла морить голодом животных особого нет. Тогда через 2 суток кормим половиной от обычного количества корма. В результате никого не тошнит, экскременты из клеток выгребать не приходится.

Разумеется, если есть возможность выгуливать чаще, гуляйте на здоровье, т.к. собаки помоложе не всегда терпят малую нужду 12 часов. Тут уж по обстановке, что легче: или клетку снегом протирать, или выгружать лишний раз десяток клеток из КАМАЗа.

Кстати, по дороге в тундре останавливались в зимовье у долган попить чай. У них четыре собаки, запрягают веером, ездят от сети к сети собирать рыбу в сезон. Мужики веселые и по - северному гостеприимные. Насчет перевозки собак у местных подход еще проще: «Не кормить и не поить за день и в дороге. Дня три без проблем». На наш взгляд, лучше все же поить.

У рыбаков

- При наличии выбора между наземным и воздушным транспортом, в Арктике следует использовать вертолет. Не смотря на переменчивость погоды и несколько большую стоимость вертолета, в итоге все окажется быстрее, проще, и не дороже…

21.04.11 - 01.05.11

Как всегда, сначала попробовали увезти все зараз, хотя понимали, что 3 тонны груза придется возить челноком. Но была надежда, по крайней мере первые 30км до Бухты Ожидания пройти быстро, поскольку наши друзья рыбаки обещали проводить немного на «Буранах». Увы, грянула оттепель, техника начала просто проваливаться. Пришлось «челночить» все 170км с западного берега озера Таймыр на восточный. В результате на мотобуксировщики пришлось грузить по 700-900кг, собакам досталось 350-450кг.

«Челнок» - это 25-30км с грузом «туда», потом «обратно» налегке, и снова с грузом. Тоскливое занятие.

Как показали себя мотобуксировщики ( мотособаки ) на Таймыре в условиях длительной автономной экспедиции - разговор отдельный, здесь речь только о ездовых собаках.

Основной груз приняли на себя мотособаки

Надо сказать, что до этой экспедиции никто из завсегдатаев клуба «Казанская Экспедиция» не только не имел опыта экспедиций на собачьих упряжках, но и собак-то не держал. Кстати, от лыжного туризма мы тоже были далеки. Все было ново и неожиданно. Отталкивались от опыта 19-20 вв, от того, что нашли в интернете, что услышали от лыжников и спортсменов-«хасятников» (Спасибо клубу любителей гонок на собаках «Конкорд-Казань» и лично Ринату Гайфутдинову, спасибо Алене Шепелевой, клуб «Конкорд», г. Москва, и другим помогавшим!). Что-то, разумеется, присоветовали в питомнике чукотских ездовых в Карелии, где мы купили большую часть собак. Двух гренландских ездовых мы взяли в аренду в питомнике заповедника «Таймырский», за что отдельное спасибо его администрации и руководителю питомника Олегу Малолыченко.

В итоге за сезон удалось собрать упряжку из 12 собак. У шести из них ближайшие родственники были с Чукотки. Надо сказать, что встречавшиеся на нашем пути полярники, включая зимовавших на Чукотке и державших там упряжки, упорно отказывались признавать в них чукотских ездовых. Очень скоро на вопрос о породе и цене нашей своры, мы стали смущенно отвечать: «Северные ездовые» и «Дорого, дорого», после чего старались перевести разговор на бытовые темы.

В двух прекрасных сучках Джипси и Волге, доставшихся нам бесплатно, явно угадывались оленегонные лайки, которых мы видели много раз на Полярном Урале у хантов и зырян. В нашем случае на оленей они не реагировали. Чаще всего сестры бежали первой парой. Джипси задавала темп, а Волга не давала ей свалить куда не надо.

Порода упомянутой выше Сиры была весьма неопределенной, но по части работы и характера к ней претензий не было, разве что разломанные клетки. Отличалась она тем, что в приливе чувств издавала низкое протяжное мычание.

Всеобщим любимцем был неизвестной породы пес Черке, подобранный 7 лет назад известным путешественником Георгием Карпенко на помойке в той же Хатанге и побывавший уже на Северном полюсе. Более воспитанной и работоспособной собаки у нас не было. Он единственный, кто молча сидел, весь умотанный слюнями, во время раздачи корма (А обычно доставалось ему в последнюю очередь, исходя из места на растяжке и особенностей парковки наших саней на ночь). В упряжке он стоял где-то под нартами, принимая на себя самую тяжелую работу. Один был у него недостаток- хроническая нелюбовь к другим кобелям, и в особенности к братьям Касу и Пулу, из числа наших «чукоток». Как только ляжка одного из них оказывалась в пределах досягаемости Черке, мы получали шумную свару.

Слева направо: Сиро, Кас, Волга, Черке

Вес «чукотских ездовых» не превышал 20кг, вес «гренландских хасок» (нам так их представили в питомнике) Ромки и Бакса около 30кг, беспородные где-то между. Такая вот сборная.

Еще на мысе Саблера мы думали не отправить ли Бакса обратно с КАМАЗами ввиду того, что на тренировках у Восьмого балка, в упряжке работать он не хотел ни с кнутом, ни с пряником: бежал себе расслабленной красивой волчьей рысью с провисшим потягом. Были проведены индивидуальные испытания по натаскиванию воды в баню. В частном порядке собака безропотно тащила по 60-70кг от проруби на обрыв. Ладно, решили, может, разбегается. Не «разбегался» Бакс, только зря корм ел.

Позднее, устав бороться за спортивную карьеру Бакса, мы поставили его в пару с похожей на Микки Мауса мелкой сученкой Наей, присвоив им звание самой бесполезной пары. Ная, куда б мы ее не ставили, со всем своим мышиным упорством тянула потяг исключительно в сторону, мешая при этом еще и соседу. Зато брат Бакса Ромка, не смотря на «бабий» приволакивающий аллюр, исправно тянул лямку всю экспедицию, хотя особым талантом не блистал. При этом оба кобеля были ласковы и контактны с людьми.

До законсервированного кордона Таймырского заповедника на реке Бикада собачки намотали километров 250 и вошли в рабочую форму. «Мотособаки» на этом участке накрутили около 350км, много раз ломались и чинились, но везли весь основной груз. Кроме обычных волокуш и экспедиционных собачьих нарт, в состав обоза входил наш катамаран и телега на низком давлении, не говоря уже о мелких санях, саночках и просто ящиках, поставленных на горные лыжи. Смотрелись мы живописно.

По дороге на Бикаду доели вместе с собаками оленя и рыбу, прихваченных еще в Хатанге. Один из участников команды, Андрей Козлов, стал папой. Разумеется, по такому случаю люди получили шампанское и виски, а ездовые собаки мясо в дополнение к обычному пайку.

На озере Таймыр

Мифы, частные мнения и рекомендации, возникшие в первые недели экспедиции.

Миф:

Чем породистей и дороже собака, тем она лучше работает.

Частное мнение:

- Насчет большого ездового спорта ничего не скажем, наследственность, действительно, важна. Но для работы в экспедиции высокое происхождение особого значения не имеет. У нас лучше всего работали именно собаки «неопределенной» породы, они же демонстрировали лучшие ум и характер.

Рекомендации:

- Если вы не профессионал ездового спорта и не заводчик, то выбирать взрослую собаку следует исключительно по рабочим качествам, а для этого нужно хотя бы несколько дней ставить ее в упряжку на разные места и гонять не меньше 20км. Если собака не работает, лучше не брать ее вовсе, поскольку заниматься перевоспитанием чужой собаки в экспедиции - дело не благодарное. Разумеется, на практике у вас не будет либо времени, либо выбора. Такова судьба всех экспедиций и всех «чайников». Но стремитесь. Разумеется, профессионалам наши советы ни к чему.

Миф:

Приобретение собаки в питомнике гарантирует вам…

Частное мнение:

- Ничего оно вам не гарантирует, пока вы сами не наберетесь опыта и не начнете выбирать осознанно. Надо понимать, что питомник всегда пытается избавиться от худших собак, при этом продать их стремится по цене лучших.

Питомник ездовых собак - это коммерческое предприятие. Собак много, содержать дорого. Отсюда и исходите, слушая рассказы заводчиков об «уникальном обмене веществ», «токсичности вакцин», а также вариации на темы «у этой собаки замечательная мама» (читай: «папа неизвестен»), «это у нее течка недавно была (будет)», «это у нее зарастет, просто витамины поздно подвезли»…

Рекомендации:

- См. выше. Плюс к этому, обратите внимание на результаты внеплановых вязок. Питомнику они мало интересны, а среди них есть очень достойные рабочие собаки. Потратьте время и деньги, поживите хотя бы неделю в питомнике в зимний сезон, поездите на кандидатах в Вашу упряжку.

Воспоминания о нашей первой поездке в питомник ездовых собак

- Если есть возможность, сделайте до покупки хотя бы анализ крови, явные проблемы будут видны.

- Если есть малейшее сомнение в записях собачьего паспорта, глистогоньте, вакцинируйте, обрабатывайте привезенных из питомника собак так, будто вы нашли их на улице.

- Сразу переводите собак на полнорационный сухой корм, которым будете кормить в экспедиции - меньше будете бегать по врачам. Не пытайтесь кормить их так, как в питомнике, отходами птицефабрик, кормом подешевле и т.д. Эти рецептуры не от уникальности обмена веществ северных собак, а от экономии денег.

Первый показатель того, что вы кормите правильно - качественное, простите, собачье дерьмо, второй - качественная шерсть.

Миф:

Белые подушки лап у собак склонны к стиранию.

Частное мнение:

Похоже на правду, но статистики у нас маловато. Скажем так, из 12 наших собак худший подшерсток и кожу на подушках лап имели блондинки и Рыжий. Если стирание лап зависит еще и от опыта самой собаки, от манеры бежать (при прочих равных), то слабый подшерсток сразу выдает себя протаиванием собаки за ночь. ??ногда до земли. Так Луну, Рыжего или Бежара мы иногда просто теряли поутру. ?? если слабая шерсть, прежде всего, проблема собаки, которая больше мерзнет ночью и тратит лишние калории из корма на обогрев, то слабая кожа на подушках лап – проблема всей экспедиции, поскольку собака просто не может нормально работать.

Широкие лапы также показались нам предпочтительнее узких.

Первые пурги

Совет:

Не гоняйтесь за голубоглазыми блондинками с признаками альбиносов, их не случайно так мало, они просто не выживали в Арктике.

Миф:

Суки в большинстве случаев умнее кобелей.

Частное мнение:

Это не миф. Черке в нашей команде был замечательным исключением.

Миф:

Упряжка из 12 собак тянет 500кг экспедиционного груза.

Частное мнение:

?? это не миф, но только собаки должны быть весом 35-40кг. Абсолютно правы Ф.Нансен и Г. Ушаков: собаки везут эффективно вес, равный собственному. На старте можно превысить его на 20-30%, если собаки уже «в форме». Скорость же движения практически не зависит от груза. Меньше 6 км/ч собаки у нас не бежали, больше 9 км/ч тоже. Средняя крейсерская скорость была 7,5 км/ч.

Миф:

Собака бежит «ради хозяина» или потому, что «рождена для бега» (распространено на Хаски-форумах).

Частное мнение:

У нас, лично, создалось впечатление, что бежит она, как колхозная лошадь, только потому, что другой жизни не видела. Будешь бежать - вечером будет корм и отдых. Утренние гонки за буксировщиками наводили на мысль, что собаки боялись остаться без уезжающего куда-то корма. Пока бочки с кормом оставались на месте, собаки никак не реагировали на ездившие туда-сюда буксировщики и людей. Стоило буксировщикам тронуться с грузом, как собак было просто не удержать.

Миф:

Бить собак нельзя, поскольку бесполезно.

Частное мнение:

Не так однозначно. Главное быть уверенным, что собака понимает, за что ей достается. ??з того же Пула исключительно перестановка под нарты и «пендали» сделали к Бикаде нормальную тягловую единицу. В случае наказания, как и в случае «пряника», чем умнее собака, тем приятнее иметь с ней дело, поскольку бить приходится не сильно и не долго. Глупость же непобедима. Конечно, мы не исключаем нехватку интеллекта и опыта у каюра. Все же это наша первая в жизни упряжка.

Миф:

Северные народы различают до сотни видов снега.

Наше мнение:

?? это похоже на правду. Только на озере Таймыр снег менялся иногда в течение одного дневного перехода. А, следовательно, менялось его влияние на лапы собак и скольжение саней.

Снег снегу рознь

01.05.11-22.05.11

Переход по озеру Таймыр с 2,5 тоннами груза сразу развеял наши иллюзии относительно возможности с разумной скоростью идти вдоль побережья моря Лаптевых. Особенно летом на буксировщиках. Было решено сделать несколько продовольственных депо вдоль линии озеро Портнягино - остров Андрея с тем, чтобы весной-летом возвращаться по ним. Это избавляло нас от необходимости двигаться «челноком» и уменьшало вес собачьих нарт до положенных им 300кг.

Пока мотобуксировщики закидывали груз на юг, собаки отдыхали. Поэтому первые два дня после старта с Бикады через горы в сторону моря Лаптевых упряжка до обеда устраивала гонки с мотособаками. Благо после пары метелей установилась солнечная морозная погода. Ночью чуть ниже -20, днем -5-10 С.

Где-то на входе в центральную часть гор продралась защита катамарана. Пришлось потратить часов 5 на его модернизацию и перераспределение груза. Большая часть наших лыж пошла на изготовление саней.

День Победы отмечали в самом центре гор недалеко от устья знакомой нам по лету 2009г реки Ледниковой. Погода была самая праздничная: тихо, мороз и солнце.

На пороге гор Бырранга

Основную проблему для лап собак на этом этапе составляли наледи и плотный «глазурованный» наст в руслах рек. Сани катятся по такому покрытию изумительно, упряжка при каждом случае устраивает гонки с мотобуксировщиками. Заметим, что естественные надобности в экспедиции принято оправлять на ходу, и упряжка волочет такую собаку на задних лапах как на лыжах.

Чем моложе и старательнее собака, тем больше она травмирует лапы. В результате после 30км у 2-3-х собак на подушках стали заметны потертости разной степени, еще у 2-3-х кровоточащие мелкие порезы. Самый наш молодой пес Рыжий после таких гонок пару дней ехал пассажиром на катамаране, чему, похоже, был рад. Тем не менее, дневные переходы стали в среднем по 60-80км. Зато к вечеру собачки были просто золото. Никаких драк, остановишься - все ложатся отдыхать.

Собачьи бега

После обеда собак обычно учили командам направо - налево. Добились, по крайней мере того, что в 80% случаев собаки выбирали нужную колею. Почему-то направо получалось лучше, чем налево.

Пару раз налетала пурга, которую люди пережидали в палатке, а собаки имели внеплановый отдых.

На этой вполне приличной скорости проехали 300 км до станции ГЛОНАСС на острове Святого Андрея.

Здесь мы сперва удивили полярников самим фактом своего появления, потом они долго разглядывали наши мотобуксировщики, потом настала очередь чукотских ездовых.

Старый полярник Сан Саныч с опытом 44 зимовок от Берингова пролива до Карского моря заметил, что пара собак из наших похожа на тех, что водятся у чукчей, и ткнул в сторону Черке и Сиры. «А этих (тут он махнул в сторону всей прочей своры) я что-то, мужики, на Чукотке не встречал», - сказал он возможно мягче и корректнее. ?? добавил: «Остальные - это прямо вылитые наши шавки, я уж сразу удивился, как вам их запрячь удалось…». ?? мы, в очередной раз вздохнув, перевели разговор на белых медведей.

На о. Андрея. Станция Глонасс

Кстати, не смотря на постоянную близость открытого моря вблизи острова, медведи нас в этом году не беспокоили. Они, со слов полярников, приходили 1, 2 и 9 мая. Видимо, здесь белые медведи исключительно по праздникам бывают.

На побережье разъезжали мотособаках: побывали на брошенной полярной станции, съездили на мыс Крестовый, установили там памятный знак и т.д.

Мыс Крестовый. Установка памятного знака. Астрономический пункт гидрографов 1941г

Надо сказать, что климат и погода до гор Бырранга, в горах и за ними в сторону моря Лаптевых заметно отличаются. В горах явно холоднее, а на побережье больше метелей, и в течение дня погода может меняться по нескольку раз. Поэтому использовать собак смысла не было: не успели бы за хорошую погоду оборачиваться в оба конца.

Всегда брали в поездки по побережью для охраны от медведей одну из собак. Правда, наши собаки при этом вели себя как-то странно: ложились там, где их высадили из саней, и спали. Демонстрация того, что мы уезжаем, и надо бы бежать за санями, никакого влияния на спящую собаку не производила. Это было тем неожиданнее для нас, поскольку, будучи поставленными в упряжку, они срывали все якоря, ледорубы и ножные тормоза каждое утро, как только буксировщики трогались с грузом. Мы даже стали подозревать, что и на медведя собаки могут не залаять, как не лаяли они на куропаток, овцебыков и прочую дичь. Лай и энтузиазм наши собаки проявляли только в трех случаях: вид мешка с кормом, появление местной сучки Машки и побег одной из собак с растяжки. Следствием последнего события, как правило, была драка.

Машка считалась хозяйкой острова Святого Андрея, а мы гостями. Поэтому привязывать ее никто не думал, а мы настаивать не могли. Поведения Машка была крайне стервозного, любимым занятием ее стало заигрывание с кем-то из наших кобелей. Течка кончилась у нее месяца два назад, но, видимо, она действовала с прицелом на будущее. Естественно, вся остальная свора реагировала на это крайне активно. Мы просто устали чинить обрывающуюся растяжку и разнимать среди ночи собак. В отчаянии мы взяли оставшийся от советского периода на станции двойной трос в 6мм, медную трубку, и попросили Сан Саныча помочь нам накрутить в его мастерской новый стейкаут. После этого избавились если не от шума, то хотя бы от драк и постоянного ремонта.

Быт полярников

Машка в последствии стоила нам суток дороги и лишних 80км. ??стория вышла следующая.

Как только мы попрощались с гостеприимными полярниками и тронулись в обратный путь, Машка побежала провожать нас и наших кобелей. Сперва мы не беспокоились, думая, что отстанет собачка километров через 5. Потом пытались ее отгонять криками, мелкими камушками и даже догнать на буксировщике к ее большой радости. Собака была вовсе не дура, отбегала метров на 100, и двигалась параллельным курсом то рядом с буксировщиками, то рядом с упряжкой.

К вечеру мы прошли 40км от станции и встали в горах. Машка попыталась кормиться вместе с упряжкой, но ее прогнали. Я выдвинул теорию, что если ее не прикармливать и гонять, она убежит обратно на остров, где ее кормили и ласкали всю зиму. В Машку полетели кружки и миски.

Обиженная собака убежала за бугор, но утром обнаружилась в 300м под соседней скалой. После бурной дискуссии на тему «Пристрелить сразу, не кормить до Хатанги или везти обратно?», решили везти обратно, поскольку кто же будет о медведях предупреждать полярников. Машку подманили, привязали к саням, и два человека поехали на станцию ГЛОНАСС. Тут еще начал сыпать снег, видимость уменьшилась метров до 100, что заставляло беспокоиться об уехавших и поминать недобрым словом привязчивую сученку.

Вернувшиеся через 8 часов Руслан с Андреем рассказали, что с веревки Машка вырвалась уже через 15 минут, но все 40км пробежала со скоростью пустого мотобуксировщика, т.е. 15-18 км/ч. Первая фраза хозяев собаки была: «А чего на месте не пристрелили-то?». Рассказ Руслана о скорби половины станции в связи с возвращением блудной суки вызвал у нас бурное веселье.

??стория о Машке, песце и бешенстве

Надо сказать, что накануне отъезда Машка гоняла по станции песца, поведение которого нам показалось очень подозрительным. На всякий случай песца пристрелили, облили керосином и сожгли. Но до этого Машка успела вволю покрутиться возле трупа.

Я прочитал полярникам импровизированную лекцию на тему «Бешенство». Сан Саныч припомнил случаи из жизни. Самые мнительные сразу начали вспоминать, когда последний раз приближались к собаке. После этого полярное сообщество разделилось на три лагеря. Либ