Мы в контакте

Мы на Facebook

На автомобиле по Северной Норвегии

На автомобиле по Северной Норвегии.

Эта поездка была задумана как совместная с представителями казанского off-road клуба. Предполагалось, что удастся совместить желание жен поехать, наконец, семьей за границу и наше стремление поехать с байдарками и палатками на север недорого…

Как часто бывает, в итоге осталось два человека и один пикап. Концепция «недорого» начала вызывать сомнение. Ибо одно дело палатки и коллективный разум, другое - внутрисемейные дебаты и кемпинги.

Была слабая надежда, что из-за санкций викинги откажут мне в визе, но не тут-то было…

Поскольку отчетов об автомобильных поездках по Норвегии масса, то здесь мы обойдемся лишь краткими и несистемными заметками в формате «что запомнилось»…

Из Казани выехали 18.06.15. Кузов заполнили продуктами на 10 дней, надувной байдаркой и парой рюкзаков, в одном из которых были спрятаны 20л дизтоплива.

Дорога до границы с Норвегией.

Нитка: Казань - Йошкар-Ола – Чебоксары - Нижний – Плес- Ярославль – Вытегра – Медвежьегорск – Кандалакша - Мурманск .

Надо сказать, что ездим мы в этом направлении не первый раз и, как бы ни ругали российские дороги, в целом они становятся с каждым годом лучше. Особенно хороша дорога по территории Карелии и Мурманской области. Говорят, несколько лет назад ее передали федералам, и дело пошло…

Плес

Плес – удивительно живописный и красивый городок с прекрасными музеями и музейными работниками. В том числе музей Левитана http://plesru.ru/Museums/levitan.htm. Масса сохранившихся домов 19в, на который пришелся расцвет Плеса.

Плес

Сейчас город активно осваивают богатые люди Москвы и Питера. Как следствие, цены на еду и гостиницы стали несусветно высоки для провинциального города. Зато у города появились частные спонсоры, инвесторы и просто туристы. Оттого все чисто, вежливо и пристойно. Купеческие дома не сносятся, но восстанавливаются и поддерживаются как минимум внешне.

Плес

Приехали глубокой ночью. Остановились в мотеле (N57*27'06,8” E41*30'19,3”). Утром выяснилось, что это и есть самый дешевый вариант (2.5тыс. комната с душем на двоих). Обстановка очень приличная и спокойная, еда хорошая.

Ехали размеренно, разглядывая окрестности. Одну ночь останавливались на базе рыбаков (оз.Кубенское N59*36'02,7” E39*22'39,8”) в палатке (сущие копейки, кажется 100р). Домики были заняты, кухня, туалет и местная рыба горячего копчения имелись.

Север европейской части России сам по себе крайне интересен. Здесь очень много истории.

Совершенно случайно, увидев указатель, свернули в город Кириллов, где обнаружили удивительный по красоте Кирилло-Белозерский монастырь с замечательными музеями http://www.kirmuseum.ru/

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Нам повезло к тому же попасть на День города…

г. Кириллов

Совсем рядом Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия http://www.dionisy.com/monastery/

В обоих монастырях пока что современные музейные комплексы, в которых велись и ведутся большие научные и реставрационные работы. В настоящее время все это хозяйство частями передается РПЦ. Честно говоря, мне этого жаль, поскольку огромный труд музейных работников, равно как и общедоступность экспонатов рискует быть утрачена.

Ферапонтов монастырь

На мой взгляд, для подобных музейных комплексов стоило бы сохранять часть зданий и экспонатов за государством. А то у нас лишь две крайности…

Вытегра- музей на подводной лодке. Я там уже был, но с удовольствием показал его жене http://www.vytegra-adm.ru/b440.php. До археологических обнажений возле Вытегры не добрались.

Перед Медвежьегорском ночевали в прекрасном гостевом доме «Потапыч» (N62*24'10,3” E35*53'37,7”) в пос. Пяльма http://www.pyalma.ru/. Очень недорого (1700р на двоих в т.ч.баня), отзывчивые и интересные в общении хозяева Сергей и Елена. Рекомендуем.

Пяльма.

В поселке старая деревянная церковь, погост и Онежское озеро с глухим хвойным лесом. К погосту и церкви ведет жутковато-высокий мостик через речку Пяльму.

По подсказке Сергея и Елены заехали в урочище Сандормох (указатель на трассе имеется), где в 1937-1938гг было расстреляно более 7 тыс. человек. Место впечатляет. Расстрельные ямы хорошо видны до сих пор и в урочище от них просто нет свободного места.

Сандормох

Разумеется, кроме деревянных памятников есть несколько монументальных. Подобное мы видели под г.Шмидтихой в Норильске. Как и в Норильске, имеются памятники «своим жертвам» : украинцам от украинцев, литовцам от литовцев и т.п. Меня лично это немного коробит. Как ни странно, наиболее гуманистическими выглядят здесь православная часовня, где в книге для поминовения перечислены, судя по фамилиям, все известные жертвы без различия национальностей и веры. А также мусульмане, поставившие памятник, не только «своим», но и всем верующим вообще…

Сандормох

Медвежьегорск показался нам интересным лишь архитектурой центральной площади времен строительства ББК. Место съемок фильма «Любовь и голуби» мы как-то не нашли, двое-трое опрошенных местных жителей во мнениях разошлись…

Мурманская область

В Кандалакше остановились в центральной гостинице. Цены приемлемые, кухня в кафе неплохая (завтрак включен).

Переход границы.

Ввиду исчезающе малого числа желающих ехать за покупками в Норвегию, все процедуры прошли быстро. И наши, и норвежские таможенники были исключительно доброжелательны и отзывчивы.

Мы везде сообщали, что мы первый раз, что мы с рюкзаками и байдарками. Байдарку, кстати, задекларировали, поскольку на обратном пути был шанс прикупить в Финляндии снаряжения для наших четвероногих друзей.

Страшный плакат на Норвежской таможне про уголовную ответственность за ввоз запрещенных продуктов заставил меня выкинуть на глазах таможенника недопитый в России кефир и совсем целую рогальку краковской колбасы. Норвег, видать, проникся пониманием, и не стал досматривать наши макароны и консервы с водкой. Равно как и взвешивать канистру с соляркой. Одним словом, нормальный туризм и здесь вызывает сочувствие.

Разумеется, разукрашенные ездовыми собаками борта нашей машины дополнительно очищали карму в глазах встречных людей и в России, и «за бугром»…

«За бугром»

Ночевали в ближайшем кемпинге, где за 200крон (1500р) поставили палатку на травке. Утром приняли ледяной душ, ибо монет для автомата горячей воды не имели, ну и опять же, если есть опыт мытья в Хатанге, то зачем платить 70р за 4 мин горячей воды?

Первый город на пути - Киркенес. Небольшой городок у моря. На въезде мы вдруг узнали, что большая часть перекрестков в городке не имеет знаков приоритета, т.е. равнозначные. Независимо от соотношения ширины улиц. Впредь были внимательнее.

Киркенес

Двинули в сторону Нордкапа по саамской земле. День солнечный, места живописные, рядом с дорогой и на дороге бродят северные олени с ленточками и без…

Как и предупреждал интернет, обочина в Норвегии отсутствует как явление. И если на тундровых участках есть надежда свалиться только до болота, то на береговых (а их большинство) надежды никакой. Спасает малое количество машин, низкая скорость (никто не нарушает в принципе), обилие карманов и смотровых площадок вдоль дороги. Через пару дней привыкаешь к вежливой и неторопливой езде…

По дороге заехали в музей саамской культуры. Жена здесь впервые познакомилась со вкусом норвежской «вафель» (в дальнейшем «вафель» был нашей обязательной программой во всех музеях, паромных кафе и т.п.). Мне же удалось выклянчить с экспозиции большую юколу из лосося (Сотрудники показывают детям, как саамы ее долбят на камне обухом топора.). Видимо, я был первый, кто изъявил желание забрать рыбу с собой, потому что на меня как-то странно смотрели прочие музейные работники, пока я таскался с ней по залам, периодически что-то отламывая от хвоста. Юколы мне хватило дня на три.

Музей саамов

Традиционные саамские жилища покрыты дерном поверх бересты.

Удивило, что такое покрытие используют и на современных домах (вероятно, теперь это в большей степени элемент дизайна)…

Музей саамов

По ходу маршрута периодически сворачивали на проселки, подглядывали за деревенской жизнью с овцами, рыбацкими домиками и наслаждались видами прибрежной тундры…

Нордкап – место массового паломничества европейских туристов. Он рекламируется как «самая северная часть Европы» (хотя расположен на острове), «край света» и «посмотреть на Северный Полюс». От того народу пропасть (На мысе Челюскина было гораздо просторнее, хоть он куда ближе к Полюсу, чем Нордкап). Зато на Нордкапе интересный современный музей. Показывают прекрасный фильм, сделанный с большой любовью к Северной Норвегии, и ее людям.

Нордкап

Альта. Посетили музей наскальных рисунков и единственный за всю поездку ресторан. Ресторанчик рекомендовала на заправке русскоговорящая девушка-кассир. Вид из окна ресторана прекрасен, в еде ничего сверхестественного, кроме цены в 150-400крон за блюдо. Посещение воспринято женою с восторгом, мною как неизбежная дань семейной жизни…

Альта

Кстати, крыши в Норвегии кроют не только дерном, но еще и натуральным камнем (какая-то местная разновидность сланца, похоже). Причем давно. Встречаются и деревянные.

Норвежские крыши

Вторая мировая. Военные музеи Норвегии.

Бережному и взвешенному отношению норвежцев к истории стоит поучиться многим бывшим социалистическим странам и республикам. Не смотря на откровенно капиталистический строй и членство в Евросоюзе, отношение к немецкой оккупации однозначно отрицательное, а к деятельности советской армии положительное. О чем можно прочитать на нескольких языках на памятных досках и в музеях.

Мы посетили несколько военных музеев в разных городах. В том числе музей «Тирпица». Везде очень богатые и интересные коллекции, при этом обязательно присутствует информация и о немецкой армии, и о советской, о северных конвоях и норвежском сопротивлении. В одном музее будет экспозиция и о нацистских концентрационных лагерях для военнопленных, и информация о потерях советской армии при освобождении той или иной местности, но будет сказано и о погибших в сталинских лагерях после войны…

Музей «Тирпица»

В музеях, за крайне редким исключением, отсутствует запрет «руками не трогать» (чего нельзя - обычно за стеклом) и это создает незабываемое ощущение истории.

«Lofoten Krigsminnemuseum»

На севере Норвегии очень мало населенных пунктов, переживших немецкую оккупацию без крупных разрушений. Исключение на нашем пути составляли Тромсе и Анденес

Тромсе был интересен для нас прежде всего тем, что через этот город прошло огромное количество норвежских и русских полярных экспедиций 19-20вв.

Тромсе

В Анденес мы попали случайно, по причине отметки на карте «китовый центр», и не пожалели. Городок оказался живым памятником эпохи китобойного промысла. Бродить по его немногочисленным улицам было крайне интересно.

Анденес

Вообще, мне понравилось то, что норвежцы не стыдятся, но гордятся эпохой китобоев и охотников на тюленей. Нигде не написано об «ужасности» промысла. Написано о тяжести труда китобоев, охотников и о том, что в такое-то время в силу экономических причин и под влиянием «зеленых» промысел прекратился. Все.

Промысловое судно «Polstjerna»

В Тромсе два музея, посвященных полярным делам. Современный интерактивный, во многом рассчитанный на детей комплекс «Полярия» с промысловым судном «Polstjerna» (Полярная звезда). И собственно «Полярный музей», более интересный для взрослых.

Полярный музей в Тромсе

Кстати, мне показалось, что в Норвегии гораздо больше говорят о Р.Амундсене, чем о Ф.Нансене. В России, традиционно, наоборот.

Памятники Тромсе

Рекомендуем посетить в Тромсе и совершенно бесплатный музей современного искусства. Живопись 20-х- 60-х годов 20в дает наилучшее представление о характере и жизни норвежцев в «донефтяную» эпоху…

После Тромсе путь лежал через живописный остров Сенья, приглянувшийся нам, прежде всего, своими троллями. Место, интересное не только детям, но и взрослым. Уютное кафе выглядит как вполне полноценный музей с вещицами не только сказочными, но и вполне историческими…

У троллей

Лофотены запомнились пейзажами, великолепным военным музеем в Свольвере «Lofoten Krigsminnemuseum» http://www.lofotenkrigmus.no/ с большой коллекцией униформы армий Второй Мировой. А также музеем рыбного промысла в городе А.

Музей рыбного промысла

Ну и сам городок А с его видами на океан и домашней пекарней стоил «дневки», которую мы устроили себе в домике дешевого местного мотеля.

А. «А из нашего окна…»

Возвращение на материк и транзит через Швецию и Финляндию до Питера были всего лишь дорогой домой. Разнообразие внесла пара встреч со шведскими фермерами и экскурсия к геодезическому пункту Дуги Струве.

К Дуге Струве

К пункту Дуги повернули мы по указателю на дороге (2км), через 1км увидели второй (1км, дорога похуже). Далее следовала табличка, что предстоит «променад» на 5км и автобусы с прицепами следует оставить здесь. После того несколько раз шли указатели «500м», дорога же превратилась в лесную. Кругом тайга, болота, непонятные лабазы по обочине, дикие лебеди на озере, дождь, вечер и никого. Доехали только потому, что «раз уже забрались в такую глушь…». Честно говоря, я ожидал какого-то исторического тригопункта или чего-то в этом роде. Последние 500м по тропе я шел один, жена сказала, что ей в машине будет спокойнее в случае появления медведя, а все что нужно, она посмотрит потом на фото. Мы уже просекли, что расстояние на каждой табличке указано только до следующего знака, и неизвестно, сколько еще идти. Поэтому договорились, что если не вернусь через час, то жена начнет сигналить клаксоном три коротких, три длинных, три коротких (сотовая связь пропала километра за три до того). Но на этот раз обошлось. Через 500м у тропы стоял вполне современный столбик с координатами и расстоянием до центров мира… Если бы на первом плакате была фотография столбика и общий километраж, вряд ли мы бы позарились…

Далее к Дуге Струве

От Питера в Казань возвращались по маршруту: Питер -Тихвин- Череповец – Пошехонье –Любим – Буй - Галич - Мантурово – Йошкар - Ола –Казань.

На этом маршруте есть километров 20 ровной грунтовки после Буя и 15 км колдобин после Нельмы, зато есть очень интересный город Галич (музей, монастырь, старые дома и торговые ряды, приветливый народ).

Читать далее "Итоги. Финансы. Норвежский калейдоскоп." >>>