Мы в контакте

Мы на Facebook

Выводы, рекомендации, полезное.

Собаки.

Полярный Урал в районе Большого Щучьего, Оченырда и дальше к северу вполне пригоден для путешествия на собаках и буксировщиках как совместно, так и независимо друг от друга. Снег в горах даже лучше, чем в тундре.

Из-за близости Атлантики погода может быть крайне неустойчивой. Участники должны иметь опыт лыжных походов в безлесной зоне и «пургования». Дрова в виде кустарника имеются практически везде, но, разумеется, без паяльных ламп (примусов, горелок и т.п.) не обойтись.

Выход на маршрут следует планировать в районе 5-10 марта (достаточный световой день и устоявшийся снег). На полноприводных машинах можно доехать непосредственно до Лаборовой, где их и оставить на время похода.

Продолжительность похода в 15дней вполне достаточна, чтобы ознакомиться со всем районом, включая выход в тундру вплоть до морского побережья. Район очень красив, рельеф своеобразен и удобен для передвижения на собаках.

Корм Marathon 5000 нам очень понравился. Наши собаки весят от 22 до 30кг. Согласно инструкции, в среднем им требуется 600г в день на голову. На практике самым крупным давали порядка 550-600г, остальным 500г. Ради эксперимента пробовали при больших нагрузках увеличить норму еще процентов на 10, но треть собак (прежде всего более старые, а также стерилизованные животные) не съедали часть корма.

В ходовые дни на остановках собакам давали говяжий жир по 50-70г/сутки в 1-2 приема. В пургу жир не давали, норму сухого корма уменьшали на 10-15%.

При наличии открытой воды и в лесной зоне корм давали с водой. В пургу и в безлесной зоне воду не давали.

Из особенностей использования корма Marathon 5000, отметим следующие.

  1. В первые экспедиционные дни при больших нагрузках у нас раньше часто возникала проблема «запихнуть» в некоторых собак все положенное количество корма (как правило, это животные в возрасте, стерилизованные и т.п.). Мы предполагаем, что причина может быть либо в переутомлении, либо в возросшем количестве корма по сравнению с питанием в дороге. Через некоторое время все приходит в норму. Но мы прекрасно понимаем, что если в «домашних» условиях принцип «не хочешь - не ешь» прекрасно работает, то в походе собаке может завтра просто не хватить калорий для работы. И тогда утомление вследствие нехватки калорий будет только нарастать.
    Мы знаем, какие из наших собак склонны к «капризам», потому первое время добавляем им в миску с водой и кормом что-то желанно-пахучее вроде сублимированного говяжьего бульона или любой влажный pouch, которые возим на этот случай с собой в некотором количестве.
    Однако, на Урале дополнительные «вкусовые добавки» не понадобились: все собаки с первого дня съедали по крайней мере рекомендованную производителем норму (про попытки ее увеличения - см. выше).
  2. Размер и вид крокет у Marathon 5000 сильно отличаются от любого другого корма Royal Canin. Гранулы более жирные и, как следствие, практически не смачиваются водой. Наши собаки, конечно, съедают корм быстрее, чем он может раскиснуть, но тем не менее, кому-то это может быть важно... Некоторая склонность крокет к раскрашиванию компенсируется меньшим весом мешков и не является критичной.
  3. Как отмечалось выше, переход с Royal Canin Energy 4800 на Marathon 5000 и обратно прошел без видимых проблем со стулом. Стул у всех собак оставался вполне оформленным. Нам представляется интересным и перспективным использовать эти два корма в период зимних тренировок и экспедиций в различных пропорциях в зависимости от нагрузок.

По причине малого количества ходовых дней, существенного изменения в весе собак после возвращения отмечено не было.

Таким образом, для собак нашего веса при планировании походов мы считаем достаточным закладывать 550г Marathon 5000 и 50г жира ежедневно.

По возвращении в Казань мы связались, по просьбе клиники «Академ-Сервис», с Ульяной Первушиной, чтобы рассказать о результатах применения нового для нас корма. Нам было интересно со своей стороны узнать ее мнение о том, как в наших условиях можно было эффективнее использовать возможности Marathon 5000.

Комментарий Ульяны Первушиной:

«Не думаю, что добавка говяжьего жира в рацион имела какое-либо значение. Теоретически, 50г жира - это 250-400 ккал и 25-30 гр воды. Не вижу особых изменений в рационе с этой добавкой при общем потреблении примерно 2500-3000 ккал. Мне кажется, что и без жира в описанном экспедиционном режиме (большое количество дней отдыха собак по случаю пурги) у собак не могло возникнуть проблем с восполнением энергетических затрат при использовании Marathon 5000. Так что на весе жира можно было экономить.

Вообще, относительно большие нормы ввода Marathon 5000 по сравнению с тем же Energy 4800 при большей калорийности как раз и подразумевают, что даже при повышенных нагрузках дополнительных добавок к рациону собак не требуется.»

Тапочки собакам не понадобились вовсе.

Собаки больше «пурговали», чем двигались. Фактически с 8 по 24 марта у них было всего 6 ходовых дней, за которые они прошли не больше 200км (разумеется, без учета рельефа).

Наличие прицепных санок осложняет жизнь на спусках, но сильно облегчает ее на подъемах и ровной местности. Они же позволяют избежать лишних деформационных нагрузок на основные нарты. Использование их в значительной мере себя оправдывает...

Техника.

Буксировщик «Paxus» 500 13л.с. («Grand») зарекомендовал себя как надежный агрегат с хорошей проходимостью. Большие сани для него оказались не очень удобны в горах. Хотя где-нибудь на Таймыре или при движении по ровной местности (льду рек) они вполне подошли бы. Для Урала представляется более удобным иметь на прицепе длинные, но узкие волокуши, либо двое более коротких санок. Бензина достаточно 100-120л на маршрут протяженностью до 500км. Это позволит не перегружать технику и проходить требуемый километраж за счет увеличения скорости.
Китайский двигатель не доставил хлопот ни в плане холодных запусков, ни при работе в пургу, хоть мы того и опасались.

Поскольку гусеница в данной модели не разрезана, после прохождения открытых наледей или после пурги следует перед началом движения очистить внутренний объем гусеницы от комьев льда и плотного снега.

Минус неразрезанной гусеницы - отсутствие зацепов для льда, роль которых в модели 2011г играли металлические пластины. Часто приходила мысль как-то «зашиповать» нашу резину.

Для выдергивания саней желательно иметь 4 куска веревки по 5м, соединяемых карабинами.

С учетом «челноков» и разведок пробег буксировщика за 6 ходовых дней составил около 380км.

Текстиль.

Мы снова порадовались, что взяли палатку WINDWALL 2 и спальники CHALLENGER XL компании «Баск» (см. http://www.kznexp.ru/nashi_ekspeditsii/2014/add/). Что касается новой куртки ANTARCTIC, то активно двигаться в ней оказалось тяжело и не слишком удобно. Верхняя ткань довольно прочна, но это привело к заметному увеличению веса изделия. Длина куртки не дает присесть без расстегивания нижней кнопки, активно работать в ней жарко. Я сильно пожалел, что оставил дома привычную и более легкую VALDEZ.

Одним словом, ANTARCTIC скорее подойдет снегоходчикам, рыбакам, руководителям «Газпрома» и другим малоподвижным северянам. Впрочем, им она, думаю, понравится, поскольку, безусловно, теплая и красивая.

Логистика.

По нашему мнению, проходить зимник в обратном направлении следует не позднее 25-30марта, иначе есть риск «зависнуть» с собаками в Салехарде до начала навигации (июнь).

Для прохождения зимников требуется полноприводный автомобиль с достаточным клиренсом, способный вместить всех собак, нарты и корм. Следует дождаться ясной погоды и проходить зимники по возможности без ночевок на них.

Лучше избегать использования прицепа, а в случае необходимости, отправлять буксировщик и прочее снаряжение транспортной компанией до Салехарда.

Разумеется, можно использовать нестандартные конструкции прицепов с увеличенным клиренсом и усиленной осью. Мы видели одну такую самоделку на зимнике. Но это мы здесь не рассматриваем, поскольку кроме зимников есть еще дороги общего пользования, по которым вряд ли пропустят такую конструкцию...

Затраты на путешествие у нас не превысили 50тыс на 3 человек (без учета закупленных в Казани продуктов и корма собак).

С учетом сказанного выше, Полярный Урал позволяет совершать короткие и недорогие путешествия на собаках, доступные для большинства любителей ездового спорта, имеющих минимальный опыт спортивных лыжных походов, полноприводный автомобиль и упряжку хотя бы из 6 собак.

Нам представляется, что мы нашли для себя район, превращающий путешествие на собаках из чего-то необычно и экстремального (прежде всего в разрезе расстояния - стоимость) в обычные туристские походы, в которых можно и набираться опыта и получать удовольствие от природы.

Рекомендуем Урал, в частности, любителям ездового спорта, всегда «хотевшим», но «еще не готовым», в качестве первых походов со своими питомцами...

Информация для туристов, планирующих путешествия на Полярный Урал этим летом.

Разумеется, мы поинтересовались возможностью заброски в знакомые нам пункты на Урале и ее стоимостью.

Наиболее дешева и надежна по-прежнему доставка вездеходами: на Лагорту (с Харпа) на Б.Щучье (с Лабытнанги), на Пятиречье (с Харпа). Вездеход берет от 6 до 10 человек в зависимости от количества, габаритов снаряжения и веса пассажиров. Как правило, за каждого пассажира сверх 6 человек придется доплачивать.

Если у вас в группе дети или громоздкое снаряжение вроде лодочного мотора, бензина, лодки и т.п., рекомендуем обсудить это предварительно с водителем.

Для групп с детьми и женами имеется возможность нахождения вездехода в базовом лагере группы. Разумеется, придется что-то доплатить, но это гораздо дешевле второго рейса вездехода. Мы сами в 1997г подобным образом «выгуляли» женщин на Щучьих озерах, отправили их с вездеходом обратно, а сами ушли по Каре вниз.

Дорога Лабытнанги-Лаборовая (Паюта) функционирует круглый год. Заброситься можно хоть на пикапе, хоть на грузовике в случае необходимости. Это дешево, поскольку используется обычный колесный транспорт. Те же вездеходчики и забросят, либо организуют. Выброситься без большого груза по этой трассе проблемы не составит, ибо обратно грузовики идут пустые.

Мы намеренно не указываем сегодняшнюю стоимость километра заброски на вездеходе, поскольку до лета еще что-то может измениться, да и километры в горах очень разные. Правильнее будет связаться непосредственно с водителем. Скажем так, при полной загрузке вездехода стоимость доставки в упомянутые точки на человека будет соизмерима со стоимостью железнодорожного билета в купе через Москву.

Вездеходчиков старой гвардии, имеющих свою технику, осталось немного. Все они знакомы между собой и страхуют друг друга на случай поломок и непредвиденных обстоятельств. Полярный Урал эти люди знают за десятки лет работы в геологии как свои квартиры. С ними можно быть уверенным, что в нужную точку вас доставят в любом случае.

Таковы Марс Нагуманов или Илья Ильдеркин. Услуги фирм-посредников дешевле не будут никак. Марс разрешил дать свой телефон: +79048747633 – звоните и консультируйтесь.

Важно знать, что с недавнего времени у туристов возникли большие трудности с проездом любым транспортом через территории Горнохадатинского и Полярноуральского заказников. Денег за разрешение не берут, но оформление может занять до нескольких дней. Настоятельно рекомендуем найти в интернете контакты соответствующей администрации и сделать разрешения еще из дома. Пропуска именные и наличие у вездехода разрешения на проезд по территории еще не гарантирует проезд пассажиров.

Через электронную почту, указанную на сайте Горнохадатинского, ответа на запрос мы не получили. Поскольку ловить упряжку собак по заказнику никто не станет, мы на этом успокоились. В случае летней вездеходной заброски деваться будет некуда. Знающие люди подсказали, что если заказник не отвечает, ищите Департамент природных ресурсов ЯНАО. На фото с картой заказника (см.выше) указаны телефоны, мы их не проверяли...

Спасибо.

«Казанская экспедиция» выражает благодарность всем людям, помогавшим нам при подготовке и в путешествии:

  • Павлу Кошкареву ("Архангельский мотозавод" www.paxus29.ru ) за прекрасный буксировщик.
  • Александру Зайцеву (Казанская производственная фирма "Таежник" www.taegnik.com ) за ветрозащитные костюмы
  • Светлане Ильиной (Сеть ветеринарных центров "Академ-Сервис" www.vetkzn.ru ) за собачий корм и ветеринарное сопровождение
  • Ульяне Первушиной, Игорю Супрунову и Алине Токаревой - (ROYAL CANIN RUSSIA www.royal-canin.ru ) за советы по кормлению собак
  • Марсу Нагуманову, его жене Зиле и брату Эдуарду (Лабытнанги) за доставку группы к месту старта, за приют и участие
  • Илье и Маше Ильдеркиным (Лабытнанги) за добрую память
  • Снегоходчику Андрею и дизелисту Владимиру Ильичу (Лаборовая) за помощь и отзывчивость
  • Борису Устимову (Б. Щучье) за приют в пургу
  • Мастеру Александру (Приобье) за прицеп
  • Ильсуру Сабирову и Игорю Краснову – нашему штабу в Казани.

Всем интересных и удачных походов!

Назад >>>