Мы в контакте

От Норильска до Хатанги, или по морю Лаптевых на катамаране.

Часть четвертая, совсем короткая.
Река Хатанга.

Первым населенным пунктом на нашем пути стала Новорыбная.

Вероятно, в качестве последнего привета с Таймыра, за 10км до нее к нам приплыла стая краснозобых казарок голов в 10-15 с уже выросшими и встававшими на крыло птенцами.

Новорыбная – поселок небольшой. ??меются пара магазинов в частных домах. Продукты и цены – как везде в поселках с доставкой по реке после авиаперевозки до Хатанги. Официально алкоголем не торгуют.

Мы в реке. По курсу Новорыбная

Разумеется, мы накупили два пакета еды, которую в других местах брать бы не стали. Отошли за ближайший поворот реки, и устроили банкет на солнцепеке.

Приливы и отливы заметны на реке практически до пос. Хатанга. Поэтому вытаскивание и спуск катамарана на руках через осушку не оставляли нас и здесь. Конечно, скорость и высота приливов здесь сильно меньше, чем на море, к тому же груза уже почти не было.

Ловили щук в ближних к реке озерах, собирали голубику, наслаждались уверенностью в завтрашней погоде.

Стоянка на берегу.

Разговоры с местным населением крутились вокруг рыбы, оленя и мамонтовой кости.

«Золотая лихорадка» на Таймыре.

Впервые об искателях бивней мы услышали в этом году не где-нибудь, а на острове Андрея. Пять человек за несколько недель до нас пришли пешком на станцию попросить продуктов и связь, поскольку у них сломалось что-то из техники. А вообще-то шли они по летней тундре с Сындасско на квадроцикле и снегоходах!

Следы таких «промышленников» мы встречали по всему побережью и удивлялись, как им удается ездить по тундре летом, как обходят заливы и как тащат горючее…

Одним словом, собственное путешествие стало нам казаться не столь уж грандиозным.

В Хатангском заливе поиски бивня местным населением начали принимать немного комический характер. Высовывая утром голову из палатки на одиноком пустынном берегу, мы вдруг обнаруживали пару подростков с лыжными палками, идущих по пляжу в тумане.

- «Привет, вы откуда?»
- «С озера П., бивень ищем…»

Все разговоры местного населения вокруг бивня.

- «Вот бы найти, я бы два года ничего не делал…»
- «А вот в прошлом году В. прямо возле своего зимовья …»
- « А якуты скупают дороже…»

Если на вопросы местных «Откуда?» и «Зачем?» мы раньше отвечали: «Туристы. Охота. Рыбалка», и это всех удовлетворяло, то теперь нам в ответ загадочно улыбались, и говорили: «А, ну и мы тогда туристы…»

«Мамонтовая лихорадка» вспыхнула с особой силой 2-3 года назад. В прошлом сезоне с ростом курса доллара цена на бивень доходила до 60-70тыс./кг. Разумеется, не всякий бивень столько стоит, но и весить один «клык» может до 80 кг.

В этом году цены упали до 25-40тысяч, но и они окупают затраты в случае удачной экспедиции. Разумеется, «неудачных» больше. Разумеется, стабильно зарабатывать деньги и тут можно только на перепродаже.

Сбывается найденный бивень через людей, имеющих на то лицензию, поскольку вывезти его самолетом по-другому не получится. Разумеется, водный транспорт и зимники перекрыть невозможно.

Среди «искателей» встречаются люди, занимающиеся этим давно и прфессионально. Нам довелось побеседовать с ними на реке. Добыча бивня для них - тяжелый и затратный труд, связанный с большим элементом везения.

Требуется закупить технику, раскидать весной бензин по маршруту и т.д. Разумеется, «буран» в летней тундре будет «убит» за одно лето.

Работают, как правило, бригады из нескольких человек. При поддержке с моря катером. Затраты можете прикинуть.

Но атмосферу «лихорадки» создают, прежде всего, искатели шальных денег с горящими глазами…

По понятным причинам, мы не фотографировали ни «старателей», ни их находки. Мелкие щепки бивней, куски костей и прочий «бросовый» материал можно встретить по побережью довольно часто.

Фотографий мамонтовых бивней в интернете достаточно. Любопытные, к примеру, могут ознакомиться с прекрасным профессиональным альбомом Евгении Абругаевой http://www.evgeniaarbugaeva.com/stories/---mammoth-hunters/mammoth_01/

Описания типичных характеров и ситуаций вполне можно найти у Джека Лондона. Природа человека не изменилась…

Обойная. Привет из прошлого.

Наконец, дошли до северной границы лесотундры. Листвяшкам обрадовались как старым знакомым. Когда мы последний раз виделись, на них едва проклюнулись листья, а теперь местами уже появлялась желтизна…

Станок Обойная.

Совершенно случайно причалили к одиноко идущему под обрывистым берегом человеку.

«Афонасий, Афоня.» - представился он и, разумеется, пригласил на чай…

Оказалось, что место это – старинный станок, а позже брошенная деревня переселенцев сталинских времен Обойная. Сейчас Афоня на пенсии и живет здесь круглый год один. В сезон приезжают знакомые рыбачить и охотиться.

Ледник на Обойной и «омулевые бочки»

Место очень красивое и приметное. ??меется старый ледник, а возле него устроенные в земле огромные деревянные емкости для засолки рыбы. К ним из ручья сделан отвод воды.

Мы видели такое впервые и понимали, что это уже музейные экспонаты: кончилась эпоха больших рыбных промыслов и, надеемся, эпоха переселенцев…

Узнав, что мы из Казани, Афонасий неожиданно сказал: «А я знал нескольких лыжников из ваших, когда работал в Хатанге!». ?? тут же разложил на старом шерстяном одеяле знакомые нам фотографии группы ??льгизяра Хайруллина и ??льдара Гарифуллина. Ну что тут скажешь?!

«Афоня»

К Хатанге мы подошли 20 августа.

Встали в 12 км ниже поселка в устье реки Казачьей. Делать в поселке в выходные было нечего. Мы позвонили в Казань, в Норильск и в Хатангу. Сообщили, что живы и здоровы.

Хатанга.

??, конечно, наши хатангские друзья из «Полярной экспедиционной компании» не выдержали. В воскресенье после обеда к нам причалил катер. Ваня и Юра приехали кормить нас оленьими языками…

?? как тут не любить Севера?!

Встреча с друзьями.

Читать далее >>>