От Норильска до Хатанги, или по морю Лаптевых на катамаране.
Эти заметки прежде всего для нашей уже дырявой памяти и для тех немногих путешественников, кого интересуют практические вопросы проведения экспедиций по Арктическому побережью вообще и по Таймыру в частности.
Массовый же читатель довольно быстро заскучает, не найдя здесь леденящих душу приключений и «героического» преодоления встающих на пути путешественника трудностей. Мы, как и Руаль Амундсен, считаем, что «…приключение - не более как следствие скверной плановой разработки, приведшей его (исследователя) к тяжелым испытаниям. В другом случае приключение для него - неприятное доказательство той истины, что ни одному человеку не дано предвидеть все случайности будущего» (Р.Амундсен «Моя жизнь»).
Эксклюзив версии для печати мы обещали альманаху «Неизвестный Норильск» («НН»). Во-первых, потому, что большинство его читателей знают место действия не понаслышке, во-вторых, потому что без помощи редакции наша заброска к месту старта была бы значительно дороже и сложнее. Наконец, это единственное издание, которое исправно платит нам авторские гонорары.
«НН» мы предоставляем также полное право урезать эту безумно большую статью до более приличного и удобоваримого журнального варианта…
Благодарности.
Поскольку мало у кого хватает терпения дочитывать отчеты до конца, мы хотим сначала поблагодарить людей, которые помогли нам сделать этот поход.
Наши самые сердечные и искренние слова признательности:
- Ларисе и Стасу Стрючковым, равно как всему коллективу редакции «Неизвестный Норильск»
- «Клубу ??сследователей Таймыра» («К??Т») (г. Норильск)
- Михаилу Молчанову (г. Норильск)
- Виктору Михайловичу Олешкову (г. Норильск)
- Коллективу и руководству МКУ "Служба спасения" г. Норильска в лице Петрова Олега Вадимовича, а также лично Дмитрию Оболонскому и Константину Маначинскому.
- «Объединенной дирекции заповедников Таймыра» (г. Норильск)
- «Полярной экспедиционной компании» и лично ??вану Калмыкову (г. Красноярск - пос. Хатанга)
- Правовому центру «Реформа» и лично Андрею Михайлову (г. Казань)
- Екатерине Мурзиной (г. Москва)
- Сергею Маркову, Александру Штрому, ??горю Краснову (г. Казань)
- Фирме "Таежник", и лично Александру Зайцеву (г. Казань)
- Нашему казанскому штабу в лице ??льсура Сабирова.
Друзья, мы всех вас очень любим. Спасибо за поддержку и помощь!
Введение
Если не собираетесь сами в арктическую экспедицию, то можно пропустить. Если ходите регулярно – тоже.
Выбор маршрута.
Первое наше путешествие по Таймыру состоялось в 2008-м году. Тогда мы прошли от озера Таймыр до мыса Челюскин и далее по Карскому морю в Диксон. С тех пор мы бывали на этом прекрасном полуострове несколько раз и летом, и зимой.
Цели всегда ставились достаточно амбициозные и от того достигались они не в полной мере. Что планировалось и что получалось можно прочитать в отчетах за прошлые годы на нашем сайте www.kznexp.ru.
При этом, конечно, приобретался бесценный для нас опыт. Хотя фраза: «Ну, и куда вы на этот раз не дойдете?» наших «добрых друзей», всегда добивающихся своих целей где-нибудь на Ликийской тропе в Турции, немного отравляла нам жизнь.
Собственно, главной недостигнутой целью таймырских походов после 2008г было посещение восточного побережья Таймыра как самой малодоступной и наиболее интересной его части.
Чтобы путешествовать по Арктике с ее расстояниями и климатом, нужно иметь деньги и время. Эти ресурсы вполне конвертируемы друг в друга, хотя и до известных пределов. Можно забрасываться быстро, но дорого, можно дешево, но долго.
Мы надеялись, что используя опыт предыдущих таймырских походов, сможем, наконец, выйти в море Лаптевых в разумные сроки при минимальных затратах. ??, что важно, с немалым удовольствием для себя...
Первоначально нитка маршрута выглядела следующим образом: г. Норильск-р. Пясина - р.Тарея - р. Селяктари – р. Неркато - р.Аятари - р. В.Таймыра -оз.Таймыр - р. Н.Таймыра - р. Траутфеттер - р.Коралловая – р. Заозерная – р. Ленинградская – р. Жданова (или р. Тихая) – р.Фаддея – зал.Фаддея – каботаж до пос.Хатанга.
На этом маршруте имеются три волока через водоразделы. Два первых были нам знакомы по походам 2008, 2009 и 2012гг. Тогда как переход с реки Ленинградской и плавание по морю составляло "новизну". Эту часть можно было представить только по возможным аналогиям, картам, лоциям и т.п.
Более простой, на первый взгляд, выход в море через р. Гольцовую мы оставили про запас, поскольку при неудачном раскладе он удлинял морскую часть на 170-200км. К тому же река Гольцовая выводила нас существенно севернее залива Фаддея. Мы были уверены, что льды на море в первых числах августа будут обязательно (Лед в Терезе Клавенес мы видели и в более поздние сроки).
Самый интересный отрезок маршрута - участок севернее бухты Прончищевой: все, что попадает в западную часть моря Лаптевых, рано или поздно выносится на эту «полку». ??нтенсивное освоение Арктики советских времен затронуло восточное побережье Таймыра в минимальной степени. Поэтому покопаться в старом плавнике было более чем интересно.
К тому же хотелось помочь нашим друзьям из «Полярной экспедиционной компании» и «Клуба исследователей Таймыра» («К??Т») проверить некоторые версии относительно места гибели «Якутска».
А близость гор Бырранга делает восточный берег полуострова куда более живописным, чем западный.
Выбор средства передвижения.
Для жанра «путешествие» каждый волен выбирать то, что ему ближе: от байдарки до парусной яхты и от «пешком» до автотранспорта. У любого средства будет своя радость и свое горе. Если кто-то думает, что автомобиль или снегоход - это «просто», а «круто» - только ноги и весло, пусть пройдет, например, по ссылкам: http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/89330/ и http://www.yaplakal.com/forum43/topic1409279.html.
Конечно, «пешка» и лыжи прекрасны, но чувствуете вы себя при этом вьючным животным, которому при дневном переходе в 20-25 км каждый шаг в сторону дается неимоверным усилием воли. От того лыжные и пешеходные маршруты протяженностью 500 км - почти подвиг. А что такое 500км для Арктики?!
С другой стороны, большие скорости больших судов дают комфорт и безопасность, но требуют простора и глубины, что, опять-таки, накладывает свои ограничения…
Для себя мы предпочитаем иметь среднюю скорость 7-15км/ч. Она позволяет укладываться в 2-3месяца (близко к пределу автономного путешествия). При этом мы имеем возможность рассмотреть все не хуже, чем пешеход, покрывая за день до 50-70км.
Поэтому зимой у нас собаки или мотобуксировщики, а летом малые суда в водоизмещающем режиме.
Маршрут, предполагающий длительное движение вниз и вверх по рекам с волоками и последующим каботажем по морю не оставляет большого выбора.
Он требует легкое судно, имеющее очень маленькую осадку, которое силами экипажа может быть быстро разгружено и вытащено на лед или берег. Возможные аварийные выходы до 500км требуют собственной скорости судна под веслами минимум 4-5км/ч безо всяких «челноков» и «пешки».
После года проб, испытаний и споров, с третьей попытки родился моторно-гребной катамаран-двойка с условным названием «Таймыр». В качестве двигателя был взят давно опробованный «четырех-тактник» «Mercury» 6л.с. (Характеристики судна см. в технической части.)
Состав группы или почему всего двое.
На наш взгляд, это оптимальное число для серьезных походов.
Для идеальных отношений в коллективе лучше всего, конечно, ходить одному. Яркий пример - Ф. Конюхов.
Но, одиночке требуется и особый склад психики, и большая сноровка, и физическая подготовка. (Мы не о походах на три дня в ближайший лес.)
В сравнении с одиночкой, два человека выполняют все операции вовсе не вдвое быстрее. Разница в трудозатратах будет колоссальная. ??менно поэтому объединение усилий двоих создает, как известно, основную ячейку общества.
А вот дальнейшее увеличение группы не дает никакого выигрыша ни в скорости, ни в весе снаряжения, ни в безопасности. Зато сильно увеличивает время сборов. А уж по части принятия общих решений и атмосферы в коллективе - даже говорить нечего. Недаром партийные ячейки состояли минимум из трех человек: договориться втроем о свержении существующей власти практически не реально.
Выбор сроков.
Тут все просто. Максимально ранний выход облегчает волоки, но гарантирует встречу со льдом в море. Очевидно, что море рано или поздно очистится, а вот вода в реках после половодья будет только падать. ?? очень быстро.
Благодаря Н.Н. Урванцеву, мы знали, что река Норилка вскрывается через 7-10 дней после вскрытия Енисея возле Дудинки. Это и есть лучшее время старта.
Ледоход в районе Потапово начался в этом году 3 июня. Поэтому билеты в Норильск были взяты на 12 июня 2016 г.
Часть первая. Пясина - Верхняя Таймыра.
Часть вторая. Нижняя Таймыра – Гольцовая.
Часть третья. Море от Терезы Клавенес до Хатанги.
Часть четвертая. Река Хатанга.