На собаках к Минисею (Полярный Урал 2016г)
Часть третья. Спортивный туризм с ездовыми собаками. Мы поедем, мы помчимся...
День первый. Встреча с Уралом.
Тронулись!



В планах пройти 35-40 км и ночевать уже за перевалом. Если перевал будет закрыт, то ждать погоды под ним.
Мы учли опыт прошлого года и в качестве саней для буксировщика взяли наш обычный собачий тобогган, а бензин взяли без избытка. Это сильно уменьшило загрузку буксировщика и позволило без ущерба переместить на него около 30кг с собачьих нарт, что всегда особенно важно первые дни похода.
Погода стоит прекрасная: утром около – 25, с восходом солнца заметно теплее. Ветра нет.



Каждый час останавливаемся чего-нибудь попить и закусить, любуемся зимней лесотундрой. Дорога великолепная.
Мы-то сами выступаем против алкоголя и за здоровый образ жизни. Но наши собаки зеленого змия любят и уважают. Не мудрено, ведь безалкогольный отдых хозяев занимает 5-10 минут, а отдых с горячительным растягивается минут на 15-20. Вы бы что выбрали?



Что до хвостатых участников, то дневная норма сала обычно делится на 2-3 приема и выдается упряжке на больших остановках. Собаки при этом частично отстегиваются от основного потяга.
На одном из привалов Руслан очень неудачно порезал ножом палец. Пришлось Женьку сооружать ему лангетку из палочки.



«- Нет, это хозяин порезал палец! »
К перевалу подошли с запасом в 3-4 ходовых часа. Собакам, правда, тяжеловато для первого дня.



Перегружать нарты, чтобы «челночить» буксировщиком – долго. Поэтому решили попробовать «запрячь» «мотособаку» прямо в упряжку и на медленной скорости помочь собакам затянуть сани в гору. И оно получилось!
Братья меньшие всегда связывали с буксировщиком все самое лучшее. Где он, там корм и отдых. Теперь они и вовсе решили, что это какой-то железный Бог. До сих пор они и не подозревали, что в гору нарты могут ехать сами!



Правда, затянули мы их только на два основных взлета, опасаясь испортить собак такой помощью.
Зато к границе леса спустились еще в сумерках. Первая же ночь порадовала северным сиянием. Температура -33.
День второй. Знакомые места.
Сказать, сколько времени потребуется, чтобы дойти от перевала до озера Б. Щучье, заранее невозможно. В прошлом метельном году на это ушло 3 (!) дня. Зато теперь каждый пригорок был нам знаком. Особенно Руслану, который штурмовал эти самые пригорки с большими перегруженными санями по нескольку раз.



В этом году погода стояла тихая и морозная. 8 собак тащили не больше 200кг. На буксировщик приходилось около 350. Путешествовать с таким весом вполне комфортно, тем более, что снегу было явно меньше прошлогоднего.



Поскольку полярная весна в марте еще только приближается к Полярному Уралу, световой день составляет около 12 часов. Вставать следует пораньше. Будильник звенит у нас в 6 утра. 2-2,5 часа уходит на завтрак и сборы. Не позднее 18 часов уже нужно вставать на ночлег.



К обеду мы были на Б.Щучьем. Вставать в балках заповедника не планировали: сыро, неуютно. Сварили в предбаннике горячую похлебку, вспомнили прошлогоднее здесь сидение с Игорем Ивлевым и покатили к дальнему концу озера.



Оранжевые балки «Ямалкана» заперты и брошены. Открыта (или вскрыта) только баня. Имеется, правда, несколько мешков угля.
Озеро Б. Щучье – местная аэродинамическая труба. Отсутствие ветра на нем – большая редкость. Если это случается, проходить озеро стоит даже с фонариками.



Пройдя еще 17 км, встали под выступом горы, прикрывающим от северо-западных ветров. Температура около – 27, северное сияние немного рассеивается вымораживающейся дневной влагой.



День третий. Оченырд.



Без приключений за несколько часов добрались до горы Борзова. На склоне в стороне оставили пару чумов: заезжать с собаками не стали. Решили на обратной дороге подвернуть на буксировщике.
Собаки счастливо растянулись на солнце, а мы поехали смотреть общую панораму Оченырда. Разгружать нарты буксировщика было лень, поэтому Женек изображал тюленя на прицепных санках. К всеобщей радости и веселью.



Несмотря на мороз, ольха, растущая в изобилии вдоль р. Кары, уже начала выпускать цветы. Значит, весна.



Такой район грех не осмотреть подробнее. Поэтому решили посетить Минисей с его святым озером, а по тундре к морю не ходить. Поскольку там мало интересного, а возвращаться в Лаборовую вдоль «бованенковской» трассы скучно и глупо. Зато на обратном пути сэкономленное время можно потратить на Очеты или Хадату.



Четвертый день. Нярма.
Утром появился ветер, означавший перемены в жизни. По нашим наблюдениям, Урал гораздо менее стабилен в отношении погоды, чем тот же Таймыр. Сказывается близость Евросоюза с его Гольфстримом.



В среднем можно ожидать, что после 2-3 дней стабильной погоды ветер переменится. Сутки погода будет меняться. Затем пару дней можно привыкать к новой обстановке. А «дальше все по кругу».
Уже на озере Тиз-Неза-То окружающих его гор не было видно из-за низкой облачности и низовой снежной пыли.
Оторвался склиз буксировщика. Пришлось встать раньше намеченного. Километрах в семи после озера.



Пятый день. Минисей. Первый звонок.
Утром продолжили поход к северной оконечности Полярного Урала.
Верховья каньона на Нярме удалось посмотреть, но для фотографий освещение было никудышное. Ледопадов и открытой воды в каньоне не обнаружили. Наледи, красивые снежные козырьки и скалы. Конечно, полностью осмотреть каньон на собаках невозможно. Можно выходить к нему в нескольких местах по верху. Наверняка по дну каньона и на притоках много чего красивого под снегом…



Собакам пришлось потаскать нарты через довольно крутые изолинии, да еще по мелкой, выдутой щебенке. Зато с частыми остановками. Такой режим их не слишком утомляет, как нам показалось. Места красивые.
После каньона по тундре выскочили к переправе через р.Нярму почти прямо напротив Минисея. Чуть выше места, где переправлялись через эту реку летом 1997г. Приятно вновь увидеть знакомые места.
Вот тут-то, на переправе, прозвенел первый звоночек: неожиданно порвался ремень вариатора на буксировщике. За все время с 2011г это случилось впервые. Никаких внешних предпосылок к тому не было замечено. Разве что езда по тяжелому снегу в кустах перед рекой. Но это дело обычное.



Поменяли ремень и поехали до Минисея. Начинался снегопад. Гор не видно. Встали за ветром между скалами у озера под Б.Минисеем.



День шестой. Прощай, железный конь!
Вечером уточнили прогноз погоды. Казань обещала нам похолодание и смену ветра с северо-западного на северо-восточный. К утру снег, действительно, кончился. Начало раздувать облачность.



Бодро двинули в обратный путь. На переправе оставили собак и поехали вверх по реке смотреть водопады внизу каньона. Примерно в километре от водопада нас остановила открытая наледь. Залезли на прижим, полюбовались видом гор и реки, нарезали закуски и попрощались с открывшимся из облаков Минисеем.



За 700 метров до ожидавших нас собак порвался второй, и последний, ремень. Перед этим отмечался запах горелой резины. Видимо, был нарушен баланс в самом вариаторе. Своевременно выявить и устранить его у нас не хватило знаний и опыта.
Буксировщик оставили на льду реки, бензин утащили на берег в кусты и побрели в сторону ничего не подозревающих собак.



Зато сами собой отпали рассуждения на тему «куда идти» и «что интереснее». Теперь следовало идти самым простым и коротким путем. Большое Щучье с его плотным снегом, балками и последующей снегоходкой стало казаться чуть ли не конечной целью. Разумеется, выбросили все, что касалось запчастей и инструментов для буксировщика. Выбросили санки, миски собак, второй остол и т.д.
Руслан надел лыжи, мы с Женей пошли толкать нарты. Подсчет показал, что в день нам надо бы проходить 20км.



За 3 часа до вечера прошли 4,5 км.
Радовал прогноз на ближайшие два дня, обещавший сохранение северо-восточного ветра. Решили пробовать двигаться таким порядком. Если не сможем, то избавляться от следующей части груза, в т.ч. вторых нарт.
Ночью вдалеке наблюдали прожектора над буровой (как выяснилось утром) в стороне дороги на Воркуту.
Седьмой день. По долинам и по взгорьям.
Физически самый тяжелый день. Снегопад вовсе занес наш след, да и двигаться по краю каньона с его перепадами было бы совсем не целесообразно.



Руслан на лыжах шел впереди, мы с Женей и собаками кое-как толкали сани по склонам. Скорость стала не выше 2 км/час. Разумеется, любая малая ошибка в выборе направления стоила нам как минимум 30 минут тяжелой работы. Надрывались и собаки, и люди.
Конечно, ни о какой езде на собаках речи не шло. Собаки и люди просто тащили груз. Прошли не больше 10-15км за полный световой день.
Тем не менее, «к полднику» мы обошли каньон и прошли вверх по реке около 5 км, встав на 10 км ниже озера Тиз-Неза-То.



Радовало спокойствие в настроении коллектива. Просто случилась аварийная ситуация, которую мы предусматривали в каждом походе, начиная с 2011г.
Разумеется, алкоголь отпал сам собой. Стало не до веселья.
А кругом стада зайцев. У них, похоже, начался гон…
Восьмой день. Пурга.
Температура поползла вверх. Это настораживало. Зато по реке стало идти веселее. Руслана выпустили вперед минут на сорок. К концу первого перехода догнали. Иногда по замерзшим наледям удавалось даже вскочить на нарты и проехаться.
К обеду дошли до озера Тиз-Неза-То. Мы предполагали, что следующие 5 км удастся проехать по льду довольно легко. А там до вечера одолеть еще 5 км по ручью, выполнив, таким образом, дневную норму в 20км.



Увы, ветер усилился. Началась настоящая пурга. Пришлось вернуться со льда озера и встать за огромной скалой в самом его начале. Только поставили палатки, видимость упала до 30м. Готовить на улице - нечего было и думать. Пришлось взять спиртовку, и идти в палатку делать ужин.
Полагая, что пожар в палатке – это все равно, что на корабле, мы никогда не готовим внутри на горелках с давлением. Поэтому спиртовка. Одной заправки (около 50г спирта) хватает, чтобы растопить литр воды и нагреть ее градусов до 40 вместе с сосисками и зерновыми хлопьями. Что и требуется трем людям. Потом чай той же температуры. Времени этот процесс занимает часа 1,5, но в пургу торопиться некуда.



Разобрали по палаткам пустые бутылки в качестве ночных горшков, покормили собак и пошли слушать книжки.
Девятый день. Пурга.
Все там же. Все то же. К вечеру усилился снегопад. Двухразовое питание в палатке у Руслана. Температура около 0. По стенкам палаток течет вода.



Вечером стали задумываться, как приспособиться к справлению большой нужды, коли завтра не утихнет…
Десятый день. Аллилуйя!
Рано утром я проснулся в тишине. Похоже, пурга кончилась…
Однако, при попытке выползти из палатки, обнаружил, что оказался внутри сугроба. Свободным оставались сантиметров 15 от конька палатки и небольшая «выдутость» вверху заднего входа.
Кое-как протиснулся через вход, а на улице-то метет вовсю! Правда, уже без снегопада. Стало видно, что палатки нам следовало бы поставить буквально метров на 5 выше по склону.



Палатка Руслана стояла удачнее, но и ее замело до половины.
Вытащил лыжу, от которой осталось над сугробом сантиметров 30, разбудил народ и начал откапывать лопату. С лопатой пошло веселее. Часа три откапывались и переставляли палатки.
За это время на небе началось прояснение. Решили варить обед, увязываться, а потом посмотреть на погоду.



Так и сделали.
Снегу навалило мокрого и тяжелого не меньше 50см. Собрались уже трогаться, когда далеко на противоположном склоне собаки заметили снегоход, скрывшийся в распадке.
Через какое-то время снегоход показался вновь. Решили дать сигнал и попросить помочь хотя бы колеей, насколько возможно.
Запалили фальшфеер (наконец-то пригодился!), и через 10 минут к нам спустились два снегохода.
Оказалось, оленеводы Алексей и Саша после пурги поехали собрать стадо. А не видели мы их потому, что стоят они в распадке выше озера.



Мы тут же рассказали ненцам, где стоит буксировщик и бензин, сказав, что они могут все это забрать и пользоваться. Предложили им дать денег на бензин, чтобы подкинули нас, докуда смогут, в сторону Щучьего.
Мужики согласились помочь. Руслан поехал на одном из снегоходов показывать буксировщик, второй поехал за грузовыми нартами. Женек остался в лагере, а я на собаках отправился по пробитой колее через озеро. Встретиться договорились в 10км напротив распадка с чумами…



В итоге к месту встречи прибыли три снегохода с грузовыми нартами. Оленеводы согласились отвезти нас по крайней мере до ближнего конца Щучьего.
Собачьи нарты вместе с вещами были погружены целиком на одни из пригнанных саней. Со вторых груз был перекинут, а на освободившееся место определили часть собак. Руслан с Иртышом в охапку взгромоздился наверх. Третьи нарты занимали мы с Женьком и оставшимися собаками.



Удивительна способность оленеводов одной плохонькой веревкой в несколько движений так увязать груз, что ничего не отваливается и не теряется!
Снег был очень тяжел. Часто приходилось отцеплять нарты и преодолевать подъемы в несколько заходов. Километров через 15 у одного из снегоходов возникли проблемы с двигателем. Пришлось оставить его в тундре.
Одним словом, намаялись с нами мужики. Легче стало только под г.Борзова. Приехали на Щучье к оранжевым балкам уже в темноте. По озеру прилично дуло.



Мы тепло попрощались с нашими спасителями, протащившими нас самые тяжелые 40 км пухляка…
Самое главное, что делали они это совершенно бесплатно. Лишь потому, что надо было помочь.
«Мы верующие, баптисты, - сказал старший из них, Алексей.- Мы это делаем ради спасения ваших душ и во имя Бога»… И это правда.
Мы не собираемся рассуждать на тему религии, но по Северам баптистов много. Мы встречали их на Енисее, на Хете, на Урале. И везде они нам помогали. Как бы ни относились другие конфессии к баптистской церкви, но ее нужно благодарить уже за то, что она успешно борется с алкоголизмом среди местного населения.
Поверьте, за 25 лет походов по северу России мы видели эту проблему во всей красе от Усть-Кары до Хатанги.
Мы искренне благодарны Алексею, Александру и Петру за их участие и помощь.
Одиннадцатый день. К перевалу.
Переночевали в холодной бане. Утром подморозило. Ветер еще продолжал выметать остатки снега с озера, но горы открылись. Надо было бежать, поскольку мы прекрасно помнили, как может дуть на Щучьем. Корма, правда, мы имели теперь аж на 6 дней, но в прошлом году от Лаборовой до Щучьего мы добирались 5 дней. Расслабляться не следовало, был еще и перевал…



Пришлось вспомнить, где и как еще в мире ездили на собаках. 8 наших собак вполне могли по плотному снегу и льду везти весь груз. Явно лишними были многочисленные каюры. Задача была двигаться так, чтобы вторые нарты шли ровно, не тормозя на трудных местах упряжку.
В итоге все каюры просто держались за ручки саней и шли быстрым шагом, иногда вскакивая на нарты и толкаясь наподобие самоката. Один на первых санях, двое на вторых.
Дело пошло на лад, и скорость наша возросла до 5-6км/ч. Последний раз полюбовались Большим Щучьим и попили чай возле кордона заказника.



Больше всего не нравились подъемы. На наше счастье, обычная в истоке реки Щучьей наледь была замерзшей. Поэтому, выпуская периодически человека на разведку, мы обошли несколько распадков по льду реки и поднялись на полку, где шла старая вездеходная дорога, уже километрах в четырех от проблемных мест.



Хотя теперь мы шли гораздо спокойнее и быстрее, на стабильную морозную погоду можно было рассчитывать только 2-3 ближайших дня. Важно было с одной стороны подойти как можно ближе к перевалу, с другой не загнать собак перед подъемом.
После некоторых препирательств, мы все же доползли до своей обычной ночевки на границе леса. Уже в сумерках, потратив двойное количество жира, но доползли.



В награду получили великолепное северное сияние. Быстрая смена формы и цвета от зеленого до малинового была удивительна и прекрасна. Сфотографировать, увы, не получилось. Температура опустилась до -33. Установился штиль.



Двенадцатый день. Перевал.
Вышли с рассветом. Бодро и, по новым меркам, быстро полезли на перевал.



Прекрасные виды, мороз и солнце, отличное настроение…
Спуск с перевала еще веселее, т.к. «Мы едем!»



После перевала уже не имело значение, за сколько времени мы дойдем до Лаборовой. Но, конечно, нам хотелось выйти без ночевки. Никто не знал, сколько продержится северо-восточный ветер, приносящий так нужный всем мороз. Собакам в любом случае предстоял отдых, поэтому можно было позволить себе идти до машин.
Что мы и сделали.
Вечером уже пили чай в дизельной с Владимиром Ильичом и его напарником Геннадием.
Сугроб под нашими машинами, за состояние которого мы опасались две недели назад, стал только плотнее.