Таймыр 2018
Поход, изменивший наше представление о себе.
Весенняя экспедиция этого года была задумана как попытка логично и технично пройти в район водопадов реки Хибарба на собаках. Надеялись даже заглянуть на Котуйкан, для чего прикупили собак в Карелии и Подмосковье, завезли в Хатангу дополнительный собачий корм и продукты.
Казань – Карелия – Красноярск
Мы были в этом районе на собаках весной 2014г, см http://www.kznexp.ru/nashi_ekspeditsii/2014/. Тогда нам не хватило для полного счастья самой малости, поэтому постарались учесть все.
Главные трудности, которые мы ожидали, исходя из нашего прошлого опыта и консультаций с людьми, бывавшими в этом районе:
- большой километраж и большой груз для собак на старте
- движение с севера на юг навстречу весне и расквашенному снегу, что сильно сжимает сроки
- отсутствие снега и открытая воде выше слияния рек Аяна и Аякли, особенно на Хибарбе
Проблемы 2014г
Для решения этих проблем мы:
- сдвинули старт из Хатанги на 2 недели раньше относительно 2014г так, чтобы к 1 апреля быть в Волочанке и иметь 20 дней для гор.
- взяли мотобуксировщик «Paxus» и договорились о бензине в Хатанге и Волочанке
- еще летом отправили топливо для горелок в Хатангу, чтобы не было проблем с авиаперевозкой
Поскольку в этом районе мы были уже не раз (и весной, и летом), описывать красоты или подробности нашего быта нет смысла. ??нтересующиеся найдут их в отчетах прошлых лет http://www.kznexp.ru/nashi_ekspeditsii/
Здесь только о том, что нас поразило, с чем мы не сталкивались и какие выводы из похода вынесли.
Хатанга. -46С
Общая хронология событий.
- Прилетели в Хатангу 13 марта.
- 15 марта – старт
- 19-23 марта – Катырык
- 30 марта-2апреля – Волочанка
- 3-4 апреля – фактория Камень
- 5-6 апреля – попытка пройти выше
- 6-7апреля – фактория Камень
- 8 апреля – Волочанка
- 15 апреля – Катырык
- 18-21 апреля Хатанга
Первое, что нас удивило, была температура.
В Хатанге на базе «Полярной экспедиционной компании» на стенке ангара висит термометр. В день прилета, как только стало садиться солнце, столбик скатился ниже -40 и утром застыл на -46.
Хатанга осталась в морозном тумане.
После старта мы измеряли температуру каждый день в 7 — 8ч утра до заметного подъема солнца. Термометр жил в светлом фанерном ящике. Шкала его заканчивалась на -35, еще до температуры -40 было легко прикинуть «на глаз». Когда же спирт проваливался куда-то в шарик, мы полагали температуру условно -45.
Мы надеялись, что «все-таки уже весна», и долго такая температура держаться не может. «Ну, день, ну два, ну три…» Продержалась температура (от-37С до -45С) до 27 марта, если не считать одного потепления -25С в Катырыке.
Северные сияния случались несколько ночей подряд, и мы их начали тихо ненавидеть, поскольку для нас они означали продолжение морозов.
Спасало только то, что раз в 2 — 3 дня нам удавалось ночевать в каком-нибудь балке. Даже если балок был летний, - с улицей не сравнить.
Поскольку солнце в начале похода стояло еще довольно низко над горизонтом, дневные перепады температур были незначительны. Если утром ниже -40, то днем ждать выше -32 — -35 не приходилось.
До этого похода нам не приходилось жить при температурах ниже -35 какое-то заметное время. ?? мы полагали, что разница между -35 и -45 не велика: так и так холодно.
Первая ночь на реке (третья при -45С в палатке).
Увы, разница огромная.
Многое из нашего снаряжения оказалось просто непригодно для таких температур. Резина в шлангах обоих бензиновых горелок FMS-F5, к примеру, просто лопнула при первой попытке расправить ее на утреннем морозе. ?? нам пришлось сразу перейти на дрова. Дуги палатки начали крошиться еще в Хатанге. А тент ее ниже -35 заметно ужимался и норовил лопнуть при установке дуг. Ставили палатку мы с большой осторожностью. Несколько ночей просто предпочли провести в своем шатре, взятом для ремонта буксировщика.
Загрузка основных нарт собак и буксировщика на старте. Заняты в том числе задние площадки.
Время на сборы и постановку лагеря при таких температурах сильно увеличивается. Много уходит на одевание, постоянно приходится следить за ногами и руками, долго топится снег и кипятится вода. Общее время на сборы лагеря доходило до 2,5-3 часов от сигнала будильника. Только после потепления удалось вернуться к привычным двум часам на завтрак и выход.
Выяснилось, что на таком морозе не могут эффективно работать собаки. ?? это доставило нам серьезное беспокойство.
Собаки на отдыхе. Холодно. Жмемся к балкам.
Как ни странно, меньше всего проблем оказалось с буксировщиком.
О собаках и буксировщике ниже.
Другим удивлением для нас стала глубина снега при совершенном отсутствии держащего наста. Говорят, была необычно теплая снежная зима без пург. Потом установились морозы. В результате, если в 2014-м мы пешком ходили по всей реке, проваливаясь не глубже 10 — 15см, то теперь мы могли стоять только на снегоходке. Шагнув в сторону, проваливались гораздо выше колена.
Разумеется, ни собаки, ни буксировщик с грузом двигаться по такому снегу без снегоходки не могли. Благо, с ней повезло в этом году: перед нами проехали до Волочанки два снегохода и пара трэколов.
Там, где в 2014-м мы толкали сани по песку (район фактории Камень), в этом году было больше метра снега.
Походы 2014 и 2018: почувствуйте разницу.
В-третьих, из-за глубокого снега лед на реке был тонкий, а выступавшая под снегом вода не замерзала, несмотря на мороз.
Это было для нас весьма неприятно. Правда, по этой же причине машины с грузом от Хатанги до Волочанки шли по тундре. ??наче не видать бы нам снегоходки.
Наконец, как ни странно, за все время похода не было сильных пург. Поэтому на обратном пути колея оказалась закрыта 10 — 15см свежего снега и читалась с большим трудом.
Дневной переход от фактории Камень. 15км. Вода под снегом.
Руслану, шедшему впереди на буксировщике, из 260км между Волочанкой и Катырыком 150км пришлось отчасти угадывать по едва заметным бровкам старую трэколку, отчасти щупать ее ногами. ?? тут очень много зависело от освещения. Потерять старую колею было очень просто, на поиски же могли уйти часы.
Десять дней назад здесь прошли трэколы и снегоходы. Где?
Собаки.
По опыту прошлых походов мы понимали, что маршрут более тысячи километров для эффективного движения требует регулярных дней отдыха и минимально возможного груза собакам. Поэтому на подходах к горам закладывали дневки в Хатанге, Катырыке, Волочанке (фактории Камень). По этой же причине взяли буксировщик.
Балок под Катырыком с видом из окна.
Дневки возле поселков планировали на местном мясе и рыбе исключительно из-за дороговизны доставки корма в Хатангу и нашего нежелания перегружать собак и буксировщик. (Стоимость сухого корма, доставленного в Хатангу, 380р/кг. Закупочная цена на оленину в поселках 70-100р/кг. Хороший муксун или чир — по 150р/кг). Нашей задачей было аккуратно, не вымотав собак, доставить их к горам. «Собачья» часть маршрута должна была начаться где-то от реки Аякли.
На отрезке Хатанга — Волочанка мы сделали все, как планировали.
Кроме того, большую часть пути по снегоходке собак просто цепляли к буксировщику. Благо мы уже этот способ опробовали на перевалах Полярного Урала. Конечно, такое движение неспортивно и развращает собак, но сильно экономит им силы и увеличивает среднюю скорость с 7 до 10км/ч.
Собаки на буксире.
Низкие температуры в первой трети похода оказались очень негативными для собак (до сих пор мы считали, что хуже всего наст, режущий лапы, и высокие дневные температуры).
Кроме того, что при -35 мы имеем очень плохое скольжение саней, сухой снег начинает быстро стирать подушки собачьих лап. При -40 утром и -35 днем это становится заметно уже на второй день.
Конечно, у всех лапы разные. Меньше страдали более заросшие шерстью старые лапы.
Лапы
Одновременно с потертостями по краям пальцевых подушек у собак начинали образовываться трещины из-за намерзающих ледышек. Как только трещина появлялась, намерзание ледышки ускорялось. При этом пальцевая подушка стремилась отделиться от кожи. Мы удалили шерсть по периметру подушек, но это не решило проблему качественно.
Нам кажется, что причина этого явления в том, что снег при столь низких температурах успевает на теплой лапе превратиться в лед, но впитаться в снег при беге не успевает.Так или иначе, но одинаковая проблема с лапами была абсолютно у всех собак
Все, что мы могли сделать в этой ситуации — останавливаться каждые 30 минут для выкусывания лап.
Чтобы хоть немного дать зарасти лапам, устраивали на несколько дней отдых под Катырыком, в Волочанке и на Камне. (Надеялись, что хоть немного потеплеет!)
Фактория Камень и приблудный кобель Машка
Всеми этими мерами мы смогли добиться лишь оценки состояния собачьих лап как «Хреново, но стабильно…». При этом наблюдать на каждой остановке кровавые отпечатки абсолютно у всех собак упряжки было, конечно, жутковато…
Проблема с лапами исчезла, как только утренняя температура поднялась выше -30С и ледышки перестали намерзать. Трещины быстро заросли, исчезли понемногу и потертости подушек.
Отдых перед обратной дорогой, баня
Хуже всех с лапами после первых четырех сотен километров было у шестилетнего кобеля Таймыра, купленного в питомнике Виктора Симонова перед самой экспедицией. Это было тем обиднее, что собака крупная и очень неплохая в работе. Пришлось его оставить в Волочанке на попечении Дениса Теребихина.
За время нашего неудачного похода в горы лапы Таймыра заросли, и обратную дорогу в 500км он работал со всей отдачей.
Кормление собак.
При температурах в -35 — -45С даже самый прекрасный натуральный корм - совсем не лучший вариант.
Мы брали в поселках собакам замечательную оленину без костей и полноценного жирного муксуна (сами ели все это вместе с собаками). Тем не менее, собаки поедали сырой корм с большим трудом. Особенно мясо.
На дневке в Катырыке мы имели возможность заносить на день мешки с мясом и рыбой в теплый балок. Отогревали корм к собачьему ужину. Тем не менее, после еды животных еще долго поколачивал озноб. Оно и понятно: грызть ледышку и нагревать ее в желудке от -35 до +35 — не очень большая радость. Сухой же корм собаки встречали всегда как праздник. Никаких проблем с аппетитом в этот раз не было.
Наш старый знакомый Афонасий. Рыба из собачьих запасов.
??з полученного опыта 2011, 2014 и 2018гг можно сказать, что на мясе и рыбе можно сколь угодно долго отдыхать, ждать, когда зарастут лапы, но не работать.
Поэтому в последний вечер перед выходом на маршрут после дневок мы всегда давали собакам только сухой корм. У нас в Хатанге имелся запас корма на Анабар. Добрый человек Степан, встреченный нами на реке, перекинул попутным снегоходом один мешок из этих запасов в Катырык, а один в Волочанку. После этого мы все дневки делали только на сухом корме.
За исключением дневок в Хатанге и Катырыке, собаки питались так:
- Обед
25г пальмового масла + 0,5г мельдония - Ужин
500г Endurance 4800 от ROYAL CANIN + 25г пальмового масла
Перекус у каждого свой
За идею мельдония спасибо Виктору Симонову. Не знаем уж, насколько препарат прибавил нам результата, но раз олимпийцы его жевали, отчего бы и собакам не давать?
За рацион спасибо Ульяне Первушиной. Замена говяжьего жира (раньше мы брали его) на пальмовое масло оказалась оправдана не только с точки зрения диетологии, но и удобством применения.
Буксировщик и сани.
Модель буксировщика у нас была та же, что и на Полярном Урале - «Paxus» 500 14л.с. «Grand» (склизы+подпружиненные катки, китайский двигатель). "Архангельский мотозавод" www.paxus.ru
Сильно опасались за пуск двигателя при -45С. Поэтому с первого запуска начали греть чашкой кипятка из термоса отстойник карбюратора и использовать спрей «быстрый старт» на диэтиловом эфире. Оказалось, что при этих незначительных мерах, все запускается.
Буксировщик и его карбюратор
На холостом ходу при температурах ниже -40 агрегат, конечно, потихоньку остывал и норовил заглохнуть. Но это не доставляло особых хлопот. При первой же заправке буксировщика в Хатанге закапала прокладка на кране подачи топлива. Мы решили не обращать внимания, и оказались правы: чуть потеплело и все пришло в норму.
Справедливо опасались за штатные провода. В следующий раз все, что можно, заменим на силиконовые.
Одно корыто у буксировщика шло со штатными подполозками (замена вытяжных клепок на винты обязательна), другое мы поставили на старые горные лыжи. ?? тот, и другой вариант имеют право на жизнь. Смотря чего вы больше ждете: камней и склонов (лыжи) или рыхлого снега с извилистой дорогой (подполозки).
Все сани, включая самодельные, имели ширину гусеницы буксировщика (500мм). Это меньше, чем стандартные 600мм для собачьих нарт. Однако мы не пожалели о переделках. К тому же 500мм это еще и ширина колеса трэкола. Будь сани чуть шире, было бы куда сложнее. Для буксировщика на том снеге, который мы имели, главную проблему составляли самодельные нарты. На рыхлом снегу они сразу садились на днище. А поскольку длину имели 2,5м, то и упирались всей длиной полоза даже при самой незначительной «рулежке».
Справедливости ради надо сказать, что предназначались нарты для езды на собаках после оставления буксировщика, и опасались мы нехватки снега. Да и прогон Хатанга-Волочанка предполагался по относительно твердому покрытию.
В любом случае, надо сделать вывод, что оптимальными для буксировщика будут корыта-волокуши шириной не больше ширины гусеницы.
Практически под всеми основными выводами похода 2014г http://www.kznexp.ru/nashi_ekspeditsii/2014/add/ мы можем подписаться и сегодня.
??так, главное:
- Собакам — (20 — 30кг живого веса) даем 500г корма Endurance 4800 от ROYAL CANIN + 50г пальмового масла в сутки.
- Дневка каждый 4-й день.
- Буксировщику — бензин 25л/100км, замена масла каждые 500км
Если у кого возникнут вопросы по собакам – пишите на электронную почту Дмитрию Мурзину. Если по буксировщику — Руслану Акбирову. См. раздел «Контакты» http://www.kznexp.ru/kontakty/.
Юнармия и молодые каюры Волочанки с собаками «Казанской экспедиции»
Благодарности.
Наша искренняя признательность всем, кто помогал нам в этом походе и при подготовке.
- Павлу Кошкареву («Архангельский мотозавод») https://paxus.ru/ за бусировщик и советы.
- Филиалу «РУСКАН Казанский» ООО «РУСКАН Дистрибьюшн» (ROYAL CANIN RUSSIA) и лично ??горю Супрунову, Алине Токаревой, Ульяне Первушиной https://www.royal-canin.ru/ за корм и советы.
- Виктору Симонову (Карелия) http://arctic.academy/ за идею мельдония, матов из пенополиэтилена и другие дельные советы.
- Друзьям из «Полярной экспедиционной компании» (г. Красноярск) www.polar-ec.ru и пос. Хатанга: ??вану Калмыкову, Юрию Левштанову, Дмитрию Кирьянову и Кристине Русских.
- Снегоходчику Степану (пос. Хета) за помощь на реке.
- Охотнику Афонасию (Катырык) за рыбу, оленьи шкуры и добрые слова на реке.
- Хозяевам балка «Угольный» за кров.
- Вадиму и ??рине Макешовым, а также другим жителям поселка Катырык, привечавшим нас на реке, приютивших в балке и обеспечивших собак кормом.
- Денису и Анастасии Теребихиным, а также всему коллективу средней школы №15 пос. Волочанка за помощь нам и собакам.
- «Юнармии» пос. Волочанка вместе с их командиром Артемом Рубаном за веселье и оптимизм.
Мы надеемся еще встретиться с вами, друзья!