Мы в контакте

По Таймыру на мотособаках (часть 2)

Техническая часть.

Мотобуксировщики.

??спользовали 3 буксировщика «Paxus» 500 14 л.с. «Grand» (склизы+подпружиненные катки, китайский двигатель). "Архангельский мотозавод" www.paxus.ru

Поскольку производство небольшое, то, как мы ни старались, добиться того, чтобы все три были абсолютно одинаковы в деталях, нам не удалось. Может, в обычной жизни это не имеет значения, но в автономной экспедиции запчасти брать негде. Советуем для подобных целей покупать все агрегаты одновременно одной партией.

По той же причине Вам стоит перебрать каждый буксировщик полностью и убедиться, что бумажная часть воздушного фильтра убрана, звездочки стоят в одной плоскости, сальники на месте и т.д.

Тем не менее, мы благодарны производителю за оперативность откликов и исправление «косяков».

Сами ставили обогрев ручек, выводили питание для зарядки в ящики. Все это делали силиконовой проводкой, независимой от штатной.

Уже на первых 50 км посыпались «фирменные DIDовские» цепи, что привело к неизбежному съеданию звездочек. Явный заводской брак. До этого похода 10 лет таких проблем не возникало. Либо брать дорогие фирменные цепи, либо мешок дешевых ижевских с мешком звездочек. Если поход серьезный, придется пробовать и выбирать перед ним за несколько месяцев на испытаниях.

В этом году не смотря на относительно небольшую нагрузку передней части буксировщика (30-60 кг), пружины подвески лопались одна за другой. Разумеется, что они есть «правые» и «левые», и лопаются не по очереди. Какие-то будут в избытке. Думаем, что причина в малом количестве снега в тундре и на реках с жесткими застругами. До этого похода за 5 лет мы поменяли одну пружину и все думали: «Зачем мы их возим?».

Ушки крепления пружин проварены плохо, сварка отваливалась. Если бы не помощь водителей на Саблера и полярников на Челюскине, пришлось бы туго. Лучше все проварить заранее.

Сварочный аппарат при хорошем навыке решил бы проблему. Беда в весе и в навыке.

Мы каждый раз размышляем перед походом: «Электродрель или коловорот»? Все-таки ручной инструмент.

Уши крепления осей катков отваливались по шву сварки. Это конструктивная проблема. Стоит подумать над усилением, но в обычной жизни это никому не нужно.

Расход топлива на буксировщик не превысил 22 л на 100 км.

Бензин так или иначе оказывается в масле. Рекомендуем замену масла не реже 500км пробега независимо от моточасов.

Мы были вынуждены использовать для транспортировки третьего буксировщика сани с полозьями. Они удобны на твердом покрытии и не переворачиваются. Но если снег не держит, то с ними беда. Если нет необходимости, лучше использовать корыта.

Обвязка саней у нас давно самодельная. По причине большой изрезанности рельефа и постоянных рывков она лопалась. Усиление тут ничего не даст. Спасает веревка по оси саней.

Фаркопы буксировщиков оставляют желать лучшего, но можно поправить посредством болтов и выдумки.

Необходимо отметить, что возникавшие проблемы с ходовой частью во многом связаны с предельно жесткой эксплуатацией буксировщиков.
Заструги и кочкарник были практически на всем маршруте. Вес груза на передней площадке и в санях существенно превышал рекомендованный производителем.

Максимальный полезный вес на один буксировщик (без водителя) был около 400кг. Правда, он быстро уменьшался за счет того, что каждые 100км, начиная от Саблера, мы оставляли по 30л бензина.

Обратно с Челюскина вес был очень комфортным (150-200кг), но ресурс техники уже был сильно истощен, а ранняя весна (недели на три раньше нормы) еще сильнее ухудшила состояние тундры.

В походе сильно помогла отдельно сшитая кухня. Мы принципиально не готовим в палатке, как бы ни было лень. Если ветер позволяет, устраиваем кухню в сугробе. Если ветерок или холодно – ставим кухню.

По Таймыру на мотособаках. По Таймыру на мотособаках. По Таймыру на мотособаках.

Пищеблок

Полезные объекты по маршруту.

Мы по себе очень хорошо знаем, что любая развалина в тундре может спасти жизнь. В этих местах мало кто бывает. Объекты сохраняются десятилетиями.

Так на Терезе Клавенес в балке, где мы жили и устраивали помывку в 2016м, был занесен вход. Заглянув в окно, мы обнаружили, что баки, кружки и стулья стоят ровно так, как мы их оставили четыре года назад. О менее посещаемых местах и речи нет.

Ниже координаты и краткая информация об объектах из нашего навигатора. Прежде всего в мало населенных местах.

От Хатанги к Челюскину

Просьба от пограничников.

В Хатангу граждане России нынче могут прилететь без пропусков. Пропуска требуются для поселков на побережье (Сындаско). Мыс Челюскин охраняется со стороны моря, не являясь погранзоной.

Мы понимаем, что это странно, что в МЧС мы подаем заявку через сайт и все должны все знать по линии своих ведомств, что мы «не обязаны» и все такое, но нестыковок в этих ведомствах хватает.

В Хатанге и на Челюскине в погранотрядах работают нормальные ребята, и не их вина, что информация не дошла, а спрашивают с них.
Поэтому настоятельно рекомендуем отметиться у пограничников в Хатанге при выходе на маршрут и при возвращении. Попросите их передать информацию также в местный МЧС (они работают в связке).

В конечном итоге, им нас искать и они всегда первыми предлагают нам помощь при встрече. На том же Челюскине второй вопрос от пограничников был о том, не надо ли нам продуктов или связи.

Надеемся на понимание.

Заповедники.

Нынче стало строже. Если маршрут проходит в границах заповедника, требуется разрешение из Норильска.

??мейте в виду, что протокол составить на вас могут не только сотрудники заповедника. Также трижды подумайте, что выложить в интернет…

Благодарности.