Мы в контакте

От Норильска до Хатанги, или по морю Лаптевых на катамаране.

Часть пятая.

Самая важная для нас, самая интересная для тех, кто путешествует за Полярным Кругом и самая бесполезная для остальных. График движения. Мысли о снаряжении, принципах движения и продуктах. Мнения каждого из участников. Одним словом, выводы.

Зачем? Игра в науку, спорт или путешествие?

 

Нас до недавнего времени всегда смущали вопросы на тему, «зачем мы туда поперлись».

Раньше мы говорили о спорте, потом о пользе для науки. В крайнем случае, о рыбалке или охоте. В итоге нас самих эти ответы как-то смущали.

МКК не могло нас выпустить на маршрут, потому что 3 месяца это многовато, а сплав + «пешка» + море или, еще хуже, собаки с мотособаками – не понятно, какой вид туризма. Ученые к нам интерес проявляли небольшой, а рыбаки не понимали, отчего мы не ловим тайменя, раз он там есть.

А потом мы поняли, что смущаться особо нечего, ибо экспедиции наши интересны только нам. Ну, может, еще десятку людей. Остальным их результаты безразличны.

Сомневаетесь? Будете в студенческом походе, поиграйте. Попросите участников расположить с востока на запад реки Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Яна, Индигирка, Колыма...

Потому что для 90% (даже) туристов Таймыр - это нечто очень долгое, холодное и дорогое. А для тех, кто ходит на Северный Полюс, наши походы - «детский сад».

В какой-то момент у нас появилась мысль, что «путешествие» - само по себе вполне достойная цель, раз оно нам интересно. Потому что активная жизнь человека достаточно коротка, и тратить ее на то, что кажется важным и понятным кому-то другому – совершеннейшая глупость.

Сразу стал прост и понятен формат наших мероприятий.

Мы не можем иметь научные цели, поскольку мы не специалисты и ценность наших наблюдений для историков или биологов лишь косвенная. Хотя мы с удовольствием сообщим работникам заповедника места встреч с краснозобыми казарками или моржами.

Мы не спортсмены, поскольку не ставим задачу пройти максимально сложный маршрут в минимальные сроки.

И мы уж точно не охотники или рыбаки, поскольку ловим или стреляем ровно столько, сколько нужно для еды. «Трофеи» нам не интересны.

Мы путешествуем в свое удовольствие. У нас оно такое. Не хуже, но и не лучше любого другого.

Экипаж.

 

Почему нас было только двое – смотри в основном тексте. Здесь стоит сказать о специфике такой группы.

Все начинают свою туристско-спортивную карьеру, как правило, с больших групп. 15-20 человек – не редкость для студентов. Очень быстро число участников падает до 6-10, и держится на этом уровне довольно долго. Руководство такой группой осуществляет один (формальный или неформальный) лидер. Как правило, он же имеет максимальный опыт, он же является организатором и идеологом похода.

Но однажды каждый честный перед собой человек осознает, что проблем от излишнего числа друзей в походе больше, чем радости. И коллектив быстро уменьшается до двух собутыльников.

К этому моменту опыт обоих участников становится практически одинаковым. Равно как и подготовкой к походу от проработки маршрута до организации заброски вы целый год занимаетесь вместе.

Возраст тоже не может обеспечить лидерство. Более того, если раньше мнение и рассказы старшего товарища вызывали несомненный интерес «молодежной фракции», то теперь все байки и привычки «старпера» хорошо известны и выучены наизусть. Да он еще и физически начал сдавать последнее время...

С точки зрения любого собачьего коллектива это означает, что Акелу пора смещать.

Акела, конечно, еще огрызается. И если бы команда состояла из 6-8 человек, то, скорее всего, она распалась бы на несколько. С добором вошедших в пору щенков, разумеется.

Но что делать, если вас в группе только двое? При этом вы оба дожили до мысли, что индивидуальный спальник, хоть тяжелее, но всегда лучше группового. Можно пойти за советом к тому же Федору Конюхову, но тут нужна известная доля отчаянности, харизма и много чего еще...

Разумный выход мне представляется один. Каждому из участников следует принять за данность то, что он не может претендовать на роль диктатора. Хотя бы психологически это и было возможным, и даже хотелось. Иначе никакой поход не будет в радость.

В нашей маленькой группе мы попытались просто разделить зоны ответственности и в «большом», и в «малом». Так Руслан всегда занимался палаткой, распределением груза на судне и, собственно, командовал судном, поскольку всю морскую часть просидел на руле. Мне была оставлена кухня с продуктами, выбор места лагеря, и парковка судна на ночь. А уж взяв в руки видеокамеру, я мог просто измываться над Русланом.

Разумеется, каждый из нас мог сделать все за товарища, и всегда вызывался помочь, если не был занят. Роли распределились стихийно по принципу «у кого лучше» и из уважения к «тараканам в голове» соседа.

Одним словом, два человека в походе – это та же семья. Только «развестись» не можете. Целоваться не обязательно, но уважать привычки и территорию друг друга жизненно необходимо.

Все возникавшие разногласия у нас решались часто с матом, но быстро. И потому без лишнего напряжения. Меня лично это устраивало. Получился один из наиболее комфортных для меня в психологическом плане «больших» походов.

За что Руслану отдельное спасибо.

Судно.

Эволюция судна

Изначально было решено идти от самого легкого варианта к утяжелению судна по мере необходимости.

Это коснулось и материалов оболочки, и поддувов (внутренних баллонов) и рамы с транцем.

Из трех вполне рабочих и испытанных прототипов был взят вариант со следующими характеристиками:

  • Оболочки:
    • Материал дна – теза 850г/м.кв
    • Дека – 650 г/м. кв
    • Все швы проклеены тезой.
    • Длина 4,7м, максимальный диаметр 43см, нос веретенообразный.
  • Поддувы:
    • Прорезиненный капрон ЯРТ арт. Т-51-183-2 («чернуха») 250 г/м. кв. С одной поперечной перегородкой каждый.
  • Рама
    • Д16-Т от 45х1,5 до 30 х 1,5 (нос, продолины). Ширина рамы 2,2м

Собственный вес катамарана, включая раму, палубу, транец, вязки,болты, «пирамидки» для весел, распашные и канойные весла, рулевая гребь – 45кг.

Два мотора 6 л.с. 4- такта, «Mercury», «длинная нога». Вес каждого с маслом 27кг

Расход бензина на испытаниях 1 л/ 10км при 2/3 газа. Фактический расход на маршруте 1,5- 1,1 л/ч.

На испытаниях

Собственная скорость при полной загрузке судна (650кг) в начале маршрута – 8-9 км/ч, в конце маршрута (загрузка 250кг) до 14 км/ч.

На старте распашные весла были использованы вместо укосин, гребь в качестве дополнительной поперечины, одно из канойных весел - для растягивания палубы. Дополнительно в кормовой части добавили пару палок для удобства размещения груза.

Катамаран. От старта к финишу.

Перед морем добавили еще одну поперечину «по случаю», т.к. начала рваться палуба.

Предполагалось, что в случае выхода из строя обоих моторов, либо при аварийном выходе по материку нам следует иметь максимально облегченный вариант судна под распашными веслами.

Поэтому минимальная комплектация рамы весила 10кг

Пилоны в сборе – 15,4кг (первый прототип весил 10,5кг для сравнения)

Распашные весла с пирамидками 7,3кг

Скрутки, шнуровки, болты – 2кг

Рама не доставила нам в походе особых проблем. На море при боковой качке начало срезать передние болты (6мм, нерж). В конечном итоге поверх всех четырех носовых болтов поставили скрутки. Вроде, проблема решилась. Тем не менее, мы думаем, стоит поменять носовую часть продолин рамы с трубы D32 на D40 с увеличением диаметра болтов до 8мм, как на остальной части рамы.

При более длительной эксплуатации рамы в морской воде на прочности конструкции будет сказываться коррозия. Поэтому каждый серьезный поход по морю будет требовать новой рамы.

Железо и море. Заклеенный штуцер. Винт, середина маршрута.

На одном из баллонов уже за 2 недели потрескалась резина нового штуцера. Пришлось обклеивать его тканью. После этого за штуцерами наблюдали пристально. Вероятно, их стоит защищать от ультрафиолета сразу.

Стоит наклеить на дно дополнительную защиту, поскольку регулярное перетаскивание груженого судна через перекаты того требует.

Как говорилось выше, транец нам пришлось чинить. Неожиданно для себя мы обнаружили, что совсем не взяли саморезов по дереву или гвоздей. Спасибо советским топографам - выручил их старый лагерь...

Для ремонта транца нужны скрутки, гвозди и доска из плавника.

Очень хотелось бы сделать для моря укрытие от брызг более существенное, чем парус-тент 2х3м. Но как – пока не ясно.

Причина сбоев в работе мотора выяснилась в Казани: накопившиеся в отстойнике карбюратора продукты разложения бензиновых присадок (см фото).

Вскрытие карбюратора показало...

Именно поэтому помогал слив бензина из него. Других проблем у мотора обнаружено не было.

Питание.

 

Мы полагали, что на море, в отличие от материка, у нас не будет времени готовить обычную крупу, поэтому взяли на эту часть исключительно хлопья и сублиматы. Все оказалось с точностью до «наоборот»: на материке мы 90% времени жили на горелках, тогда как море с его плавником и ожиданием погоды позволяло готовить исключительно на костре.

Опуская информацию о том, что брали, приведем здесь раскладку, которую мы бы взяли теперь в подобный поход. Ниже все количества приведены в день/чел.

Материковая часть.

  1. Хлопья овсяные (или смесь) – 100г
  2. Макаронные изделия – 50г
  3. Гречневая крупа - 25г
  4. Пшенные хлопья - 75г
  5. Сублимированные овощи (морковь, свекла, смесь) -25г
  6. Шоколад- 50г
  7. Сушеные грибы- 10г
  8. Сухофрукты – 50г
  9. Орехи, ядра подсолнечника – 25г
  10. Сублимированное мясо – 25г
  11. Сухое молоко – 25г
  12. Кофе – 20г
  13. Чай- 5г
  14. Специи- 1г
  15. Соль- 10г
  16. Спирт- 50г

Итого 550г

Топливо для горелки 500мл (Не важно, на одного или на двух человек).

Морская часть.

  1. Хлопья овсяные (или смесь) – 100г
  2. Макаронные изделия – 50г
  3. Рис - 100г
  4. Пшенные хлопья - 50г
  5. Сублимированные овощи (морковь, свекла, смесь) -25г
  6. Шоколад- 50г
  7. Сушеные грибы- 10г
  8. Сухофрукты – 50г
  9. Орехи, ядра подсолнечника – 25г
  10. Сублимированное мясо – 50г
  11. Сухое молоко – 25г
  12. Кофе – 20г
  13. Чай- 5г
  14. Специи- 1г
  15. Соль- 10г
  16. Спирт- 25г

Итого 600г

Топливо для горелки 500мл/день на 1/3 морской части.

Сушки, сухари, сублимированные ягоды берутся вне раскладки. Есть – хорошо, нет - тоже не смертельно.

Кухонное хозяйство.

 

Две бензиновых горелки FMS-F5.

Вопрос, в котором мы не сошлись с Русланом до конца похода – топливо. Я считаю, что при любой возможности стоит брать петролейный эфир фракция 40-70 или нефрас С2 80-120 ( «калошу»).

Руслан считает, что пойдет 92-й бензин.

Собственно, на бензине мы и жили. Сперва пользовали одну горелку, а когда прочистка ее стала отнимать слишком много времени, перешли на вторую.

Мелких проблем при длительной эксплуатации этих горелок на обычном бензине возникает много, но все их можно решить, если набраться терпения.

Поскольку под дождем возиться с разбором горелки – нервное занятие, рекомендуем всегда в запасе держать вторую готовую к работе.

Поскольку поставщик горелок не пожелал стать спонсором, то и разбора проблем эксплуатации здесь не будет. На личные конкретные вопросы ответим с удовольствием через электронную почту.

Горелки устроены достаточно просто, хотя и требуют аккуратного обращения.

Цены на горелки в России определяет импортер «Старт-1».

Цены на AliExpress доступнее в 2-2,5 раза.

Мы покупали и там, и там – разницы в самом продукте не заметили.

Для приготовления пищи на горелках использовали 2 алюминиевых котелка с радиаторами по 1,5л. «Гармошка» радиатора постепенно прогорает на бензине. Но на поход хватило.

Для костра использовали обычный котел на 2,5л.

Для рыбы и дичи оказались очень полезны алюминиевый противень, фольга и решетка.

Даты прохождения основных точек маршрута.

 

14 июня – озеро Пясино (примерно 30% площади – лед)
16 июня – старт от истока реки Пясина (основной лед на реке прошел несколькими днями раньше)
23 июня – Устье р.Тареи, р. Селяктари (точка «Палатка»). Мелкие притоки частично со льдом. Из Тареи выносит в Пясину отдельные льдины.
24 июня подъем к месту волока
25-27 июня – волок
28 июня - начало сплава по Неркато
3 июля – оз. Таймыр, мыс Фусса. Лед на озере в 25-30км восточнее мыса Саблера.
6 июля – Устье р. Траутфеттер
9 июля – начало волока с р. Коралловой на р. Заозерную (закончили 10 июля)
14 июля – попытка подняться по р. Жданова
15-16 июля – р. Тихая
17-19 июля – волок через озеро Трех Сестер (лед 2/3 площади) на р. Сестры
21 июля – устье р.Гольцовой
24 июля – выход в море (залив Терезы Клавенес)
30 июля – о. Кошка
7 августа – бух.Прончищевой
9 августа – мыс Сибирский
17 августа – мыс Б.Корга
20 августа – р. Казачья (пос.Хатанга)

В чем спали.

 

Палатка - WINDWALL 2 («Баск»)– Палатка зимняя. На море зашили пленкой вентиляционные окна, т.к. в дождь заливало.

Спальники - CHALLENGER XL и PACIFIC («Баск») – Жарко на суше, зато на море спали в трусах и футболке.

Выводы, определяющие тактику движения.

На материке:

- Придерживайся определенного распорядка дня. Исключай, по возможности, «суточные» переходы.

 

- Появились на воде «барашки» - наблюдай и жди. Намокнуть еще успеешь.

 

- Гуся не пережаривай.

 

На море:

- Не отчаивайся, что сегодня погода дрянь. Завтра будет лучше.

 

- Не рассчитывай, что завтра будет такая же хорошая погода, как сегодня.

 

- Стремись двигаться хотя бы по 2-3 часа в день, даже рискуя намокнуть, если это безопасно для судна.

 

- С рыбой в море хуже, чем в реке. Надо стараться.

 

Всем, кто дочитал до этого места, желаем удачи и интересных маршрутов!

<<< Назад